MENU

Первый раз слышу, что в Крыму есть какие-то исчезновения людей - Путин

5040 1

На заседании президентского Совета по правам человека к главе государства обратился член совета Николай Сванидзе. Известный журналист сказал, что у него есть сведения о фактах похищений крымских татар людьми без опознавательных знаков. Путин сказал, что первый раз об этом слышит. По его словам, «непонятно, кто это делает и зачем», - передает Интерфакс. Президент также объявил, что власти намерены решить проблему узаконивания прав крымских татар на их мущество и землю.

Н.СВАНИДЗЕ: Спасибо. 

Учитывая Ваше замечание, Владимир Владимирович, я требовать ужесточить не буду в данном случае. Речь идет о межнациональных отношениях, и я не буду говорить лишний раз банальность о важности этой темы в многонациональной стране. И будучи членом Совета по межнациональным отношениям, я знаю, что и Вы реальное внимание уделяете этой проблематике. Речь в данном случае идет о проблеме конкретной, связанной с крымскими татарами, с крымско-татарским народом. 

Было сделано много позитивного как раз в тот момент, когда Крым вошел в состав Российской Федерации, именно было принято два решения важных, позитивных. 

Первое решение о реабилитации крымско-татарского народа. Собственно, ему это не нужно. Что реабилитировать народы, которые ни в чем не виноваты, которые пострадали в результате сталинских преступлений? Это нужно нам, нашему государству, и это было сделано, на мой взгляд, абсолютно правильно, позитивно, и уже имело и будет иметь, я надеюсь, свое позитивное долгоиграющее последствие. Второе решение – решение о том, что язык крымских татар стал тоже официальным государственным в Крыму наряду с русским и украинским, это плюсы. 

Теперь о проблемах, они очень серьезные. Наряду с публичной риторикой, которая содержит обещания кардинального улучшения положения крымских татар, имеют место в реальной жизни действия, я бы сказал, дискриминационно-репрессивного характера, а именно похищение и исчезновение людей, граждан Российской Федерации, массовые обыски в домах активистов национального крымско-татарского движения, нападения на медресе и мечети в поисках некой запрещенной литературы, изъятие помещений и офисов меджлиса крымско-татарского народа. 

Конкретно. 18 мая сего года, естественно, было запрещено проведение массовых траурных мероприятий в память жертв сталинской депортации. Я напомню, что это как раз ровно круглая дата – 70-летие этой депортации. Там, где все-таки некие мероприятия в небольшом количестве проводились, барражировали вертолеты низко над головами людей. 26 июня запрещено проведение на центральной площади города Симферополя Дня крымско-татарского флага. Это вообще просветительское мероприятие, невинное абсолютно, с участием детских и творческих коллективов. Плохо еще то, что в таких случаях, когда применяются эти запретительные меры, кивают на Москву, Владимир Владимирович. А Москва, мы с Вами понимаем, – это эвфемизм. Люди слышат «Москва», а видят Вас перед собой. 

В.ПУТИН: И Вас тоже, всех нас. 

Н.СВАНИДЗЕ: Нас всех, но Вас в большей степени, Владимир Владимирович. 

Таким образом, идет процесс, который многие представители крымско-татарского народа воспринимают как имитацию диалога, скорее, чем реальный диалог. Это очень плохо, это приводит к накапливанию. Крымские татары – миролюбивый народ, здесь не может идти речи о какой-то игре с огнем. На мой взгляд, нет, такой опасности нет. Но речь идет о накапливании национальных обид, раздражения, отчуждения и усиления межэтнического напряжения, что нам всем абсолютно, на мой взгляд, не нужно. 

Проблема состоит в том, что, на мой взгляд, эту имитацию диалога нужно заменить диалогом реальным. Для этого нужно вступать в общение, вступать в разговор с реальными представительными органами крымско-татарского народа, такими, как курултай и меджлис крымско-татарского народа. Они могут быть очень неудобными собеседниками, они могут быть очень упертыми собеседниками, неготовыми к быстрому согласию. Всегда есть, естественно, очень большой соблазн заменить их другими людьми, которые сразу согласятся, но только эти люди никого не будут представлять, Владимир Владимирович, и поэтому они не помогут нам решить проблему или помогут, но только формально и поверхностно. Неудобно разговаривать, но, на мой взгляд, нужно разговаривать. Поэтому в данном случае я призываю не к ужесточению, не к закручиванию гаек, а, наоборот, к еще более сложному процессу. Закрутить несложно, раскрутить сложнее. Я как раз предлагаю вступать терпеливо, с позиции силы, то есть терпеливо, в диалог с этими людьми, с этим народом, который перенес колоссальную историческую травму, и память об этой травме еще свежа. На мой взгляд, нужно эту память уважать. 

Спасибо. 

В.ПУТИН: Спасибо большое, Николай Карлович, что Вы обратили на это внимание. Думаю, что и для Вас, и для меня, и для всех объективных наблюдателей понятно, что у нас, слава Богу, у современной России нет и не может быть никаких проблем с крымскими татарами. Ну, просто никаких. Вот будучи в составе Украины – там все-таки не были приняты те решения, которые мы приняли. Они являются жизненно важными для людей, которые там проживают. Первое – вот эта реабилитация. Конечно, это прежде всего нужно нам, я с Вами согласен, но и для людей это тоже важно, они не хотят чувствовать себя какими-то преступниками, они хотят, чтобы общество перед ними извинилось, а акт реабилитации и имеет такой смысл, в том числе, это извинение перед ними. Хотя мы не принимали участия в тех решениях, которые были приняты тогда, но тем не менее мы сегодня здесь и мы имеем на это право, и должны это сделать, и мы это сделали. Это первое. 

Второе. Вы тоже обратили на это внимание, никогда крымско-татарский язык не был возведен в статус государственного. И обратите внимание, сейчас будут проходить официальные мероприятия, связанные с переписью населения, тоже на крымско-татарском языке все будет изложено. Это неотъемлемое право граждан, и мы его обеспечиваем. 

Но по поводу каких-то проявлений, это нужно, конечно, внимательно посмотреть. Я Вам благодарен за то, что Вы обратили на это внимание. Я первый раз слышу, что там есть какие-то исчезновения людей. 

Н.СВАНИДЗЕ: Исчезновения людей имеют место и прямые похищения людей людьми без опознавательных знаков. 

В.ПУТИН: Не понятно, кто это делает. Кто это делает? Зачем это делают? Мне совершенно это не понятно. Мне понятно только и ясно то, что мы будем делать то, чего никогда раньше не делали для крымских татар. Одна из самых важных проблем для них – это узаконивание их имущества и прав на землю. Это ключевой вопрос, и мы это делаем. И мы идем навстречу. 

Там есть чисто хозяйственные, правовые проблемы, но мы будем идти по пути их решения, а не замораживания. Там никогда не было ничего, что связано с нормальной бытовой составляющей жизни людей. Мы приняли программу, финансирование выделяем и тоже будем это делать. Это касается количества детских садов, поликлиник, инфраструктуры и так далее. Ничего же не было никогда сделано. Люди приезжали, на землю «садились». На самом деле это самозахват, но с другой стороны нельзя отказать этим людям в праве на землю, на которой жили их предки. Это все нужно просто привести в порядок, узаконить. У нас нет желания загонять ситуацию в тупик. Напротив, мы хотим это решать. 

Что касается мероприятий по 70-летию, я не могу с Вами полностью согласиться. Все-таки эти мероприятия были согласованы с общественными организациями крымских татар. Кто-то хотел провести такие достаточно жесткие мероприятия, кто-то не согласился, но в целом с ними была достигнута договоренность о том, что эти мероприятия будут проведены, проведены будут в местах компактного проживания. Так и сделали. И люди приняли участие в этих мероприятиях. 

Но я хочу вот на что обратить внимание. Мы с вами должны учитывать, что там, кроме крымских татар, проживают и греки, и украинцы, и немцы, и русские. Это очень чувствительная сфера. И люди, знаете, неоднозначно воспринимают все, что там происходит, в этой сфере. Нам ни в коем случае нельзя привести к тому, чтобы возникло какое-то напряжение межнациональное. Это очень такая тонкая вещь. А угрозы такие там не праздные. Они, вообще-то, где-то там внутри могут существовать. Поэтому очень аккуратненько нужно. Но, безусловно, будем поддерживать. Но кроме тех, кто считает себя представителями крымских татар, но ставит на самом деле перед собой какие-то другие цели, есть ведь люди, они давно занимаются правозащитными делами, защищая интересы крымских татар, они сохраняют украинское гражданство, они являются депутатами Рады, они принимают участие в международных мероприятиях от имени Украины где-то там в третьих странах, и в то же время претендуют на то, чтобы защищать интересы людей, которые живут в Крыму и приняли российское гражданство. Это сложный комплекс вопросов. Мне бы не хотелось, чтобы эти люди спекулировали на своем прошлом и даже весьма благородном прошлом для того, чтобы обеспечить сегодняшний и завтрашний день для себя лично. Хотя и с ними мы готовы контактировать, как-то двигаться вперед. 

За то, что Вы обратили внимание на это, я Вам очень благодарен, но надо некоторые вещи действительно проверить. 

Спасибо большое. 

Официальный блог Эхо Москвы


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини