MENU

Почему Чехия готова поддержать Россию, а не Украину

14445 14

Война на территории Украины стала тем катализатором, который резко ускорил трансформационные процессы в Центральной и Восточной Европе. В Москве сегодня часто повторяют в стилистике гражданской войны, мол, нельзя оставаться “над схваткой”. Немцы последовали совету и, не глядя в глаза собственным промышленникам, заявили, что “свобода лучше, чем несвобода”, выступив за санкции против России. Москва ввела свои. Берлин полагал, что ответ ЕС будет солидарным. Однако центральноевропейские страны образовали фронду. Они как раз хотят остаться “над схваткой”.

Наиболее яркие заявления из позиции “над схваткой” в последнее время делают чехи. Президент страны Милош Земан предлагает (в редакции российских СМИ) вовсе отменить санкции против РФ, выступая по‑русски на греческом острове Родос. Причем в рамках форума, организованного под патронажем Владимира Якунина, который не только возглавляет российскую госкорпорацию РЖД, но и находится под американскими санкциями.

Попытка экс-главы чешского МИДа Карела Шварценберга призвать к поставкам оружия в Украину встречает жесткую отповедь со стороны премьера страны Богуслава Соботки. Весьма показательно, с учетом того, что ранее Чехия успела первой отказать Североатлантическому альянсу в возможности разместить на ее территории натовские войска в связи с “украинским кризисом”.

Разумеется, есть и обратные примеры. Но “антисанкционная” и “антивоенная” фронда явно перевешивают. Главных причин тому три. Первая: нынешние власти Чехии категорически отказываются верить в возможность большой войны в Центральной и Восточной Европе. Находясь под “зонтиком” безопасности, предоставленным НАТО, они делают все от них зависящее, чтобы, как им представляется, избежать втягивания ЕС в конфликт. Они не видят себя одной из его сторон. Одни политики считают его украинско-российским, а другие, вроде президента Земана, называют гражданской войной в стране, которая якобы не является в полном смысле этого слова состоявшимся государством.

Неосведомленность об Украине и украинцах — вторая причина. Следует констатировать, что не большинство, но определенная часть чешского общества относится к украинцам несколько свысока. Во-первых, потому что привыкли видеть их в числе мигрантов, конкурирующих с местными работягами за малоквалифицированные рабочие места. В отличие от россиян, которые чаще выступают в роли денежных туристов. Во-вторых, сказывается стереотипическое восприятие СССР как русского государства, преемником которого является Москва, но не Киев.

Последняя причина — расчет. Российский рынок до сих пор в разы больше украинского. И чешский бизнес, прямо или косвенно, признавая это или нет, уже инвестировал в свои российские проекты не менее €6 млрд. Наиболее показательный пример — PPF Group богатейшего чешского предпринимателя Петра Келлнера. С одной стороны, эта компания до лета 2014 года являлась одним из крупнейших совладельцев словацкой газотранспортной системы, через которую идет сегодня реверс газа из ЕС в Украину. С другой — все инвестиционные вложения PPF в РФ трудно перечислить. Это и банк HomeCredit, и девелоперский бизнес, и страховые компании, и, например, 19,86 % акций компании Polymetal, занимающейся драгоценными металлами. По данным чешского журнала Euro, из‑за проблем с российским сегментом своего бизнеса Келлнер за последний год уже потерял около 8 % личной стоимости. И он вряд ли хочет, чтобы эти убытки продолжили расти.

А есть еще, например, второй по размерам состояния бизнесмен в Чешской Республике — Андрей Бабиш, который также является вице-премьером и министром финансов. Он лидер партии ANO (Да) — неформального победителя последних местных выборов. Личная “капитализация” Бабиша упала за 2013 год на 4 %. По версии Euro — из‑за снижения прибыли его химических заводов, которые среди прочего зависят от поставок природного газа из России.

Таким образом, поведение нынешних чешских властей вполне объяснимо. На словах они вместе с “рядовыми” гражданами страны в российско-украинском конфликте на стороне Украины. На деле же Киев вряд ли добьется изменения нынешнего осторожного отношения со стороны официальной Праги. Ему остается надеяться на помощь Германии и США или ждать смены правительства в Чехии по итогам предстоящих через пару лет парламентских выборов. Вариант “идеологического” выбора со стороны чешских властей не пройдет. Земан — не Вацлав Гавел, а 1968 год для большинства современных чехов был слишком давно.

Иван ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, Новое Время


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини