Абхазская кульминация перед российской аннексией?
Год 2014 был богатым на события в Абхазии.
Едва ли не всю весну – с апреля по конец мая – республика была фактически парализована митингами оппозиции. Летом Абхазия избирала внеочередного президента. Осенью общество обсуждало проект договора «О союзничестве и стратегическом партнерстве» с Россией. Наконец, кульминационное событие: президент Абхазии Рауль Хаджимба и президент России Владимир Путин подписали в Сочи этот договор. Путин пообещал двукратное увеличение финансовой помощи Абхазии.
Хотя Москва всякий раз стояла в стороне от абхазских страстей, российский фактор сопровождал смену власти в Абхазии с момента начала протестов до их политического финала, президентских выборов. Так что договор о партнерстве можно считать заключительным аккордом череды всех этих громких событий.
У договора с Россией в Абхазии есть и сторонники, и довольно ярые противники – например, влиятельная в республике организация ветеранов грузино-абхазской войны «Амцахара». Тем не менее, соглашение является логическим продолжением начатой еще при президенте Владиславе Ардзинба сухумской политики, политики сближения с Россией.
Напомню и об обращении Верховного Совета Республики Абхазия к Верховному Совету Российской Федерации 23 марта 1993 года: «Имея в своем активе принятый на основе обращения абхазской стороны никем не отмененный и поддерживаемый народом Манифест Александра Первого о добровольном вхождении Абхазского княжества в состав Российской Империи в 1810 году, опыт самостоятельного абхазского государственного строительства в 1921-1931 годах и результаты референдума 1991 года, когда народ Абхазии по существу высказался за сохранения общего политического, культурного и экономического пространства с Северным Кавказом и Россией; руководствуясь единственным желанием – прекратить войну, оградить народ Абхазии и среду его обитания от тотального уничтожения; учитывая, что Грузия создала условия, невозможные для пребывания абхазов в общем с грузинами пространстве; – вынуждены от имени всего народа Абхазии обратиться к Верховному Совету Российской Федерации с настоятельным ходатайством вернуть Республику Абхазию в состав либо под покровительство России в соответствующей международно-правовой форме, обеспечивающей мир и безопасность в регионе».
Проект договора, вызвавший в абхазском обществе неоднозначную реакцию, появился в Абхазии в середине октября 2014 года. Против соглашения выступила значительная часть интеллигенции и сторонники бывшего президента Абхазии Александра Анкваба.
Для сглаживания напряженности новое абхазское руководство вынесло законопроект на формальное публичное обсуждение и даже внесла некоторые коррективы в содержание отдельных статей. 1 ноября 2014 года в парламенте республики состоялась презентация абхазского варианта проекта договора.
Документ, предложенный Москвой маленькой Абхазии, претерпел несколько изменений, что отразилось и на названии соглашения. Если российский вариант называется «Договором о союзничестве и интеграции с Россией», то абхазский вариант замещает слово «интеграция» на менее режущее слух «партнерство». Кардинальным образом изменились положения статьи номер 14, касающейся упрощения процедуры получения гражданства.
В частности, абхазская сторона оставила это право только за гражданами Абхазии, исключив полностью пункт, предусматривающий аналогичные права и за гражданами России, в отношении абхазского гражданства. Впрочем, изначально было понятно, что эта статья договора была внесена Москвой в текст как своего рода страховочный механизм для «отступных».
Для России, которая пошла на признание Абхазии и фактически содержит ее население и экономику, гораздо более важными и принципиальными являются статьи, затрагивающие формирование общего пространства обороны и безопасности, внешней политики, сближение в области таможенного права и фискальной системы.
Статьи, определяющие взаимодействия в этих значимых областях, остались не затронутыми. Рауль Хаджимба заявил в интервью местному телеканалу, что договор в первую очередь нацелен на создание системы коллективной безопасности: «Это мировая тенденция, поскольку даже крупные страны в одиночку не могут решать весь комплекс вопросов международной безопасности».
Хаджимба сообщил также, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию в самой России, Москва берет на себя обязательство повысить пенсии в Абхазии до уровня среднего по России. Будут повышены зарплаты и основной части бюджетников.
Сегодня трудно сказать, кто из партнеров оказался в выигрыше. Очевидно, что Хаджимба избежал серьезных финансовых проблем, которые грозили Абхазии в случае отказа подписать договор. Заявления Путина о том, что Москва гарантирует Абхазии двукратное увеличение финансовой помощи, снизило градус напряженности в дискуссии об «утрате независимости». Москва взвалила на свой баланс еще одну кавказскую республику.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки