«Укропы» и «ватники»: как остановить спираль насилия?
Кто-то говорит, что война на Донбассе – результат Майдана: зачем швыряли в милицию «коктейли Молотова»? С другой строны парируют: а что оставалось делать после принятия законов 16 января, после нападений на активистов тогда еще мирных Майданов по всей Украине?
Действительно, если брать эпизоды по отдельности, трудно отделаться от ощущения «неадекватного ответа» каждой стороны на действия противоположной. Скажем, начатая росийскими «спецами» полномасштабная война на Донбассе – явно чрезмерный ответ столкновениям на Грушевского и Институтской.
С другой стороны, атака на кордоны внутренних войск 19 января в Киеве может выглядеть слишком сильной реакцией на «диктаторские законы». По крайней мере, в ретроспективе.
Все зависит от точки отсчета. Каждая сторона пытается втиснуть обезличенную арифметику смертей в прокрустово ложе своих эксrлюзивных «оно того стоило». Но давайте прокрутим ситуацию назад. Что получится?
Война вызвана насилием в Киеве. Однако это насилие – ответ на избиения и откровенно незаконные суды. Эти суды и избиения – ответ на захват админзданий и прочие правонарушения со сторны «майдановцев».
Но сам Евромайдан – реакция на циничные решения властей, променявших курс развития страны на денежную подачку от Путина. А если копнуть глубже, то и на узурпацию власти, начавшуюся с отмены Конституции еще в 2010 году…
И так далее, и тому подобное. В поисках корней нынешнего конфkикта можно дойти и до ГКЧП, и до Центральной Рады, и до Ивана Мазепы, и до борьбы князей за Киевский престол. Было бы желание.
А значит, корни – в чем-то другом. Свою роль играет пропаганда, которая тоже идет по спирали.
Как раскручивали спираль
В декабре-феврале сторонники Майдана из уст в уста передавали слухи о сумках с наличкой, которые якобы заносились в расположение «Беркута» и внутренних войск. О выданных защитникам режима квартирах и т. п.
А «вэвэшники» и спецназовцы тем временем обсуждали заоблачные суммы, которые демонстранты якобы поголовно получали от западных спецслужб. Сегодня среди бойцов АТО хватает людей, стоявших тогда по обе стороны баррикад. Говорят, и те, и другие не очень любят упоминать о своих тогдашних верованиях…
По-научному это называется «дегуманизацией противника». Там – наемники, садисты, грязь земли. Здесь – исключительно Воины Света. Так о себе думала каждая сторона. По крайней мере, те, кто вообще о чем-то думал.
В личной коллекции автора этих строк есть фото бетонного блока, одного из тех, за которыми на ул. Грушевского стояли силовики в январе. На внутренней стороне блока они написали: дайте нам оружие, нас убивают за деньги. Очевидно, тот, кто это писал, искренне верил в свою правоту.
Пропаганда легко переходит в маразм. 1 декабря прошлого года среди тех, кого позже обзовут «ватниками», чрезвычайную популярность приобрел миф о солдате-срочнике, распятом (именно так!) на какой-то решетке в какой-то арке подле улицы Банковой. Ни имени, ни звания никто не приводил, но соответствующая аудитория свято верила в правдивость мифа. Мне тогда об этом много писал одессит под псевдонимом «Бриг»; впоследствии он пошел в руководители «новороссийской» пропаганды.
Опять же, с обратной стороны тоже хватало легенд. Вспомним миф о «тысячах» погибших в феврале, чьи тела якобы сбрасывали в зимний Днепр. И уж вовсе не хочется упоминать «Легенду о снайперах». Ведь, увы, до сих пор точно неизвестно, сколько людей погибло именно от снайперского огня, сколько – от огня в упор, сколько – от других причин... Легенда о снайперах оказалась чересчур удобной для обеих сторон, чтобы ее не использовать. Почва была удобрена задолго до событий.
Для большего эффекта пропаганда должна основываться хоть на каком-то зернышке истины. Классический случай здесь – опять же, 1 декабря. Призывники-«вэвэшники» полдня стояли против летящих в них камней и молодых радикалов с цепями. Тренированный «Беркут» тем временем прятался позади. Зато когда в атаку пошел уже «Беркут», уличные бойцы быстро и слаженно отступили, оставив под ударом обычных зевак и журналистов.
Иначе говоря, обе стороны играли если не на максимизацию жертв, то на возбуждение ярости среди своих сторонников. Ответственность власти здесь больше – ведь срочники никуда уйти не могли, тогда как мирных манифестантов прикрывать собой «активистов» никто не заставлял. Но и с повстанцев снимать ответственность как-то не хочется. По крайней мере, моральную.
Аналогичная ситуация была 20 – 22 января на Грушевского, когда радикалы бросали камни и «коктейли» через головы журналистов, угнездившихся возле самой ограды Мариинского парка. С другой стороны, милиция все чаще явно стреляла не по повстанцам, а именно по журналистам в ярко-оранжевых жилетах. Обе стороны, где-то умышленно, а где-то и нет, делали все, чтобы усилить конфликт. А идеальным инструментом для этого выглядели именно журналисты, оказавшиеся под перекрестным огнем.
Черновик рецепта
…Бои в центре Киева остались в прошлом. Хочется верить, что навсегда. Этих боев, может быть, и удалось бы избежать, если бы режим Януковича еще 1 декабря рассмотрел дела по событиям на Майдане и на Банковой со всей суровостью закона.
Что я имею в виду? Вероятно, это будет непопулярное мнение. Но об этом я писал и тогда, год назад: задержание виновных. Как в уличных беспорядках, так и в чрезмерном применениии силы милицией. И одинаково беспристрастный суд над обеими сторонами.
Тогдашняя власть на это не пошла. Возможно, не хотела «дать слабину». Возможно, верила, что все обойдется. Возможно, Януковича обманывали его клевреты, они же агенты ФСБ (хотя какой уж он тогда диктатор?) Возможно, в конце концов, режиму просто не на кого было опереться. Ведь украинские суды были настолько же мало «заточены» под закон, как «Беркут» - под инструкцию, запрещающую калечить людей, которые не сопротивляются. Лично я склонен считать, что роль сыграла вся совокупность факторов.
Так или иначе, произошло то, что произошло. Чисто теоретически в этом есть даже известный позитив. Стороны стали кристально ясны, и кристально четко определися смысл борьбы: «за» и «против» Украины. Остальное – вторично. Вот только павших не вернешь. И не факт, что каждый из Небесной сотни согласился бы пасть за идею. Не говоря уж о милиционерах, стоявших «с той стороны».
Увы, возвращаться больше некуда. Но в наших силах понять, как мы пришли туда, где мы есть. У этой войны есть виновные – но их, в большинстве, говорят, не увидишь не фронте. И их ликвидация уже ничего не изменит. Давайте считать этот текст напоминанием – на то время, когда Украина победит.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки