К чему приведут «креативные дестукторы» в правительстве Яценюка
Среди околокремлевских пропагандистов несколько дней тому вдруг открылась небывалая любовь к Украине и к суверенитету этой страны. Решение новой украинской власти (парламентской коалиции и президента; премьер-министр Яценюк был против) ввести в новый состав Кабинета Министров нескольких министров-иностранцев имело феерический результат в российских СМИ — везде только и слышно: вот он, Вашингтонский обком! Вот они — кукловоды Майдана! Эти агенты Госдепа-ЦРУ-Мирового Зла в министерских креслах — удар по суверенитету братской страны и нашего ближайшего соседа!
Весьма трогательная забота о «братской стране» — особенно после Крыма и Донбасса.
Итак, министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили, участвовавший в медицинской реформе Саакашвили, министр экономразвития — известный финансист литовского происхождения Айварас Абромавичус и глава минфина, американка украинского происхождения, Наталья Яресько.
Впрочем, сама по себе идея ввести в высший орган исполнительной власти трех людей с неукраинским опытом управления — без сомнения, рисковая. Высоки риски, но не менее высокими могут оказаться и результаты. А могут и не оказаться — если риски окажутся сильнее возможностей.
А риски действительно высоки: в Украине — война, достижения революции (надежды на быстрые и эффективные реформы, упования на уничтожение коррупции, ожидания люстрации власти) начали захлебываться. Кроме того, литовец, американка украинского происхождения и грузин хотя бы с точки зрения геополитики — вполне проамериканские и антироссийские фигуры. Поэтому то, как их не восприняли в Кремле и окрестностях, — очевидно. Но вот на вопрос — будут ли Абромавичус и Яресько «марионетками» мировой финансовой системы или наоборот — эффективными лоббистами за Украину перед МВФ и иными международными финансовыми организациями — это вопрос. Пока без ответа.
Понятно, почему именно иностранцев решили послать в наиболее сложные и коррумпированные сектора. В Украине вполне достаточно людей подобной квалификации, однако у этих иностранцев, можно надеяться, есть масса преимуществ: они не встроены в коррупционные схемы и кланово-родственные связи, у них нет конфликта интересов с местными монстрами коррупции. Также им необязательно нравиться электорату — перед ними не маячит угроза, что после непопулярных реформ их не изберут в парламент или еще куда-нибудь.
Зато у них есть мотивация иного рода: каждый из них может получить абсолютно уникальный опыт и имидж удачливого украинского министра, а это в текущих условиях — признание кризис-менеджером самой высокой квалификации, которая только возможна в нынешнем мире.
Фактически, эти министры-иностранцы (разумеется, они получили украинское гражданство по ускоренной процедуре — в день своего утверждения в должности Верховной Радой), впрочем, как и их украинские коллеги, должны выступить в роли «креативных деструкторов» (по Шумпетеру) — таких субъектов управленческой системы, которые сумеют разрушить существующие принципы и модели коррупции, а также способствовать утверждению новой политэкономической модели и появлению новых выгодоприобретателей — например, среднего и «креативного» классов.
Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ также заявил о необходимости новой экономической политики, основанной на развитии несырьевой экономики, на приоритетном развитии малого и среднего бизнеса, на амнистии капиталов, на развитии способностей каждого человека. Однако надежд на «креативную деструкцию» в российской экономике и на слом коррупционной модели мало — особенно если принять во внимание утяжеление налогового бремени.
Ну а по поводу страхов околокремлевских комментаторов — мол, Украина теряет свой суверенитет и вообще это недогосударство или вовсе не государство, следует вспомнить, что на протяжении последних лет президентства Януковича в украинском Кабмине и высшем политическом эшелоне назначенцы из Москвы исчислялись не единицами, а, как минимум, десятками. Министром образования и науки был активный строитель «Русского Мира» и откровенный украинофоб, известный высказыванием об украинском языке как «ненужном». (Стоит вспомнить, что даже при Сталине министрами
образования УССР становились чиновники, вполне лояльные к украинскому языку и культуре.) Министрами обороны Украины, начальниками Генштаба, ключевыми генералами, главами некоторых очень грозных специализированных служб становились недавние граждане России. Большинство украинских военных экспертов сходятся на том, что многие из этих генералов времен Януковича сознательно занималось умалением обороноспособности Украины и развалом армии, что стало очевидным в 2014 году.
В общем, пока остается ждать — к чему приведет это порошенковское «призвание министров-варягов». Но способность к рисковым экспериментам — это признак жизненного бурления, поиска и открытости политической системы, а не покоя и «стабильности», которые, как известно, самая эффективные и надежные — на кладбище.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки