Деньги ЕС для «бедного брата»
Один из довольно популярных мифов о европейских странах последнего этапа расширения ЕС - их экономикам удалось выжить и развиваться не за счет внутреннего потенциала, а "бесплатных" денег ЕС. В Евросоюзе действительно существуют программы помощи наименее развитым членам ЕС. Программы таких фондов рассчитаны на 7 лет, получить гранты могут страны, ВВП которых составляет не более 90% среднего показателя для ЕС, а дефицит государственного бюджета - не более 3% ВВП, то есть те члены Союза, которые наименее экономически развиты.
С бюджета ЕС ежегодно треть идет на финансирование структурных фондов и фонда единения, еще треть - на аграрные программы ЕС. Структурных фондов всего два: Европейский фонд регионального развития, который занимается созданием инфраструктуры и инвестициями в создание рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, и Европейский социальный фонд, который инвестирует в проекты интеграции в рабочее пространство безработных и обездоленных, в основном за счет финансирования тренингов и программ доступности рабочих мест. Фонд единения финансирует развитие транспортной инфраструктуры и экологические проекты. Фонды работают в рамках региональной политики ЕС, направленной на уменьшение региональных диспропорций.
ЕС дает деньги в основном в те сферы, которые важны для развития экономики, но не приоритетны для частных инвесторов, улучшает инвестиционный климат. Например, развитие инфраструктуры в депрессивных регионах создает рабочие места, побуждают инвесторов создавать новый бизнес, так как тут появляется платежеспособный спрос. Иногда результаты работы фондов достигают и бОльших результатов: Польше, например, удалось вернуть часть трудовых мигрантов обратно в страну, когда, еще до вступления в ЕС, за европейские деньги в стране начали строить дороги. За 6 лет ЕС выделил Польше более 10 млрд евро на строительство 1000 километров дорог.
Но больше всего денег за период с 2007 до 2013 гг. получили страны Балтии: они оказались более гибкими в процедурных моментах и сконцентрировались на ограниченном перечне программ, в то время как Болгария, например, выбрала 7 направлений и не сумела справиться с ними.
Распределяют деньги на программы с учетом потребностей отдельных стран. И в контексте этого особенно важно то, что именно за счет страны-бенефициария денег должно быть профинансировано по крайней мере половина стоимости проекта: это хороший показатель его востребованности и важности именно для отдельной страны.
Еврокомиссия утверждает, что работа структурных фондов позволяет обеспечить рост ВВП до 2% в краткосрочной перспективе, а долгосрочные прогнозы еще более радужные + 4%.
В 2007-2013 гг. общий бюджет фондов составил 348 млрд евро, а 11 стран ЦЮВЕ (Центральная и Юго-Восточная Европа) получили доступ к 174,72 млрд. евро от этих фондов (это ок. 16% годового ВВП региона).
В 2014 г начала действовать новая программа финансирования структурными фондами стран-членов ЕС (рассчитана до 2020г.) и общая сумма средств для региона ЦЮВЕ выросла до 226,03 млрд евро.
Украина пока не член ЕС и претендовать на деньги структурных фондов не может, но по информации аналитиков Информационной кампании Stronger Together, уже сейчас международные финансовые институты готовы вкладывать деньги в программы по энергосбережению. Во-первых, это могло бы повысить энергоеффективность страны в целом, что особо актуально в контексте роста цен на енергоносители и общего энергетического кризиса. Во-вторых, обеспечить заказами местный бизнес (производителей материалов и поставщиков услуг по утеплению), создать дополнительные рабочие места.
Вот только главное требование потенциальных доноров - разработка эффективных программ и главное - прозрачное их воплощение правительством. Подходят ли такие условия представителям власти?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки