Разное время Крыма и России
В колоннах парижского марша протеста можно было увидеть людей разных национальностей и вероисповеданий. Разных цветов кожи. Разных политических убеждений. Мне кажется, именно в этом смысл происходящего сегодня в Европе. Те, кто пытается переключить ненависть своих соотечественников на мусульман, используя для этого безумие террористов, оказываются в явном меньшинстве.
Да, проблема интеграции – прежде всего ценностной интеграции – существует и является очень серьезной. Но такие проблемы решаются не ненавистью, не замками на границах, не взаимной подозрительностью, а серьезной работой и готовностью к взаимопониманию. И парижский марш продемонстрировал, что такого взаимопонимания можно достичь. Более того, сама реакция на террористический акт в Париже стала своеобразным тестом на современность. Даже те политики и общественные деятели, кто мог бы воздержаться от осуждения убийства французских карикатуристов, решили либо выступить с публичными заявлениями, либо даже приехать в столицу Франции.
И в этом смысле совершенно естественно то, что представители мусульманского сообщества Крыма осуждают действия радикалов, прикрывающихся исламом, а российские пропагандисты из какой-нибудь «Комсомольской правды» рассуждают о лицемерии Запада. За два с лишним десятилетия трудного построения украинской государственности наша страна – при всех издержках процесса – все же прошла дистанцию до современности, не сравнимую с дорогой, преодоленной Россией. И Крым вместе со всеми нами прошел. И, разумеется, мусульманская община полуострова тоже прошла.
Крым – даже если многие его жители не понимают этого – находится в нашем времени куда в большей степени, чем Россия. Да, это еще не европейское время. Да, если оккупация продлится слишком долго, полуостров может попасть в темные века безвременья – в то время, как остальная Украина безвозвратно уйдет вперед. Но несколько месяцев оккупации – слишком короткое время, чтобы перевести часы.
Крымчане все еще живут по киевскому времени – и вряд ли в ближайшее время привыкнут к московскому. Они еще не забыли о самой возможности выражать собственное мнение – возможности, естественной в Украине и мало кому нужной в России. Они еще помнят об ответственности за собственные слова и действия – ответственности, естественной в стране, граждане которой добиваются мира и согласия и никому не нужной там, где все решается силой. Именно поэтому реакция крымских мусульман на парижскую трагедию ничем не отличается от реакции их ответственных и думающих о будущем единоверцев в Европе или на Ближнем Востоке.
А вот от реакции адептов «русского мира» – отличается. Потому что время разное.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки