MENU

Фильм «Афоня» - это «Левиафан» советского периода - блогер

2356 0

Левиафоня.

Я этот ваш "Левиафан" смотреть не стал по вполне определённым соображениям. А именно - вполне оправданное недоверие и брезгливость к современному отечественному синематографу испытываю я. Но сейчас не об этом.

Я заместо него скачал и посмотрел в первые в жизни от начала и до конца фильм "Афоня" 1975 года выпуска. Ну вот так бывает, да. Видел его тысячу раз, прекрасно представляю, о чём там в целом идёт речь, но вот чтобы с заглавных и до финальных титров без перерывов и пауз - ни разу. А тут значит восполнил пробел в образовании.

Не знаю, возможно раньше всё как-то иначе воспринималось, и фильм казался комедийным, но сегодня он зашёл строго как чёрный соцреализм. Вообще не понимаю, как его выпустили на экраны. И что там смешного - тоже не понимаю.

Ну сами смотрите: На дворе - семьдесят пятый год. Не восемьдесят девятый, гнилой и горбачёвский, а самый что ни на есть золотой, успешный, стабильный, пафосный, советский , брежневский семьдесят пятый. Развитой социализм, духовность, возвышенные чувства, романтика. То самое время, на которое пожалуй больше всего сейчас надрачивают совколюбы. Мол и восстановить уже всё восстановили, и развалить ещё - не успели. 

А на экране - взрослый мужик формата "за тридцать", беспробудно пьющий в компании и в одно лицо, сожительствующий с бабой без регистрации в ЗАГСе, занимающийся мелким вымогательством денег у населения и мелкими же кражами у него же, у этого самого населения. 

Его дежурно, для пресловутой "галочки" песочат на никому не нужных собраниях коллектива, всем на всё плевать и одна лишь мысль заботит коллектив - поскорее свалить домой и воткнуться в телевизор. И все понимают, что это такая игра, некий общественный договор, и обвиняемый и обвинители просто отрабатывают положенный ритуал и расходятся продолжать привычную им жизнь. Они как дети, играющие в взрослых - делают пародийные движения, не имеющие смысла, символизирующие ту или иную "взрослую" деятельность. 

Главный герой по-прежнему злоупотребляет спиртным, ведёт аморальный образ жизни, неразборчив в половых связях. И при этом он - не изгой, не отщепенец, никто не поражается, откуда это такой вдруг взялся. Он - обычный. И есть некое ощущение, что таких, как он - большинство в обществе. И это подтверждается сюжетом - у Афони есть друзья-приятели, и все они заняты тем же самым, что и он - пьянством и бездельем. И именно они, сильно и регулярно пьющие, не сильно умственно одаренные и абсолютно безразличные ко всему, что происходит вокруг и создают основу общества. Народ.
Главный герой мутит сразу с двумя девушками, что тоже - крайне по-советски. Первая дамочка пользуется им, извлекая некую выгоду, при этом являясь представителем высшего сословия. Получается в советском союзе не все были равны, как утверждают его яростные адепты? 

Вторая его пассия глуповата и сама вешается ему на шею, но зато безотказна и достаточно быстро дело доходит до постели. Нет, сексуальных сцен фильм не содержит, но они и не нужны. Достаточно того, что есть и все эти нынешние кумушки, поджимающие губки и шипящие "в нашу молодость такого не было" тоже немного отсасывают вместе со своей моралью.

А тут ещё всплывает сомнительный эпизод с умершей тёткой, о смерти которой Афанасий узнаёт спустя несколько лет, да и то - случайно. И вновь небывалая духовность и крепкие узы советской семьи предательски трещат по швам. Не с днём космонавтики забыл поздравить - хоронить не приехал ту, которая вырастила и воспитала. Отличный же поступок.

И хотя фильм заканчивается с жирным намёком на хэппи-энд, любой здравомыслящий человек скажет, что пьянице в период похмельного обострения чувства вины - верить не стоит. И он наверняка продолжит пить и вымогать деньги, ибо люди не меняются, а жизнь с глуповатой, пускай на всё согласной, но нелюбимой бабой - тоже не способствует ни просветлению, ни каким прочим чудесам тоже. И значит - всё будет как было, только ещё хуже: у них родится хилая, некрасивая и болезненная девочка, жена тоже высохнет и станет истеричной полоумной тёткой, которая будет истово орать про бездарно растраченные лучшие годы и водить сопливую дочку в музыкальную школу на сольфеджио, а сам сабж, всё более и более деградируя от чрезмерных доз малинового вина, умрёт лет в сорок пять от инсульта, возможно даже в канаве, возможно что и обосравшись. И жизнь бессмысленна, и смерть неизбежна, и бога - нет.

Я даже не поленился, полез посмотреть. как встретила советская публика данный нуар. Не было ли разгромных статей и массового зрительского бойкота данного кинопоклёпа на советскую жизнь. Нет. Фильм был лидером проката. Людям очень понравилось. А раз понравилось, значит примерно так всё и было на этом вашем самом деле. Люди любят смотреть снафы больше всего на свете.

А вы говорите "левиафан", а вы говорите - была духовность. 

Тлен и тщетность и более ничего и никогда.

Yakov Hrenov


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини