Как Федеральная резервная система США изменила мир
Мы уже привыкли воспринимать Америку как сильнейшее государство в мире. Но так было не всегда.
Еще каких-то 100 лет назад, в начале XX века, США были весьма средней по мировым меркам страной, постоянно сотрясаемой кризисами, где то и дело убивали президентов, а миром правила Британия. Да и другие европейские страны имели очень сильные позиции, колонии, развитую экономику и банковскую систему.
В 1907 году в Америке разразился очередной кризис, известный как Банковская паника 1907 года. Возникли слухи о серьезных проблемах банка Knickerbocker Trust. Все вкладчики бросились изымать свои деньги из банка.
В такой ситуации ни один банк не выстоит без посторонней помощи. Джон Морган в то время был ведущим банкиром в США и приятелем владельца проблемного банка. Руководство банка обратилось к Моргану, но он отказался помочь.
Knickerbocker Trust, за неимением необходимой суммы, прекратил все выплаты. Паника стала нарастать быстрыми темпами. Вкладчики других банков тоже бросились за своими деньгами, что привело к банкротству ряда банков.
Кризис охватил Нью-Йоркскую фондовую биржу. И вдруг спасителем ситуации выступил… Джон Морган.
Морган при поддержке других банкиров и конгресса влил значительную сумму в экономику и, напечатав сертификаты — «заменители денег», и увеличил денежную массу.
Джон Пирпонт Морган на 2-долларовой купюре
Таким образом, финансовый кризис, начавшийся с простых слухов и переросший с серьeзную проблему, благополучно закончился в 1908 году, а героем, решившим проблему (в то время мало кто понимал, что и одним из ее организаторов), стал Джон Пирпонт Морган.
Кто придумал ФРС?
Президент Принстонского университета Вудро Вильсон (будущий президент США, и кстати, позже именно он и подпишет закон о создании Федеральной Резервной Системы) сказал в 1908 году:
«Всех наших проблем можно было бы избежать, если бы мы назначили специальный комитет из 6-7 государственных мужей, таких как он (Пи Морган), чтобы решать проблемы нашей страны».
И такой комитет был создан. Тогдашний президент Теодор Рузвельт подписал постановление о создании национальной денежной комиссии. Задача комиссии состояла в отслеживании дел банковской системы и составлении регулярных рекомендаций для конгресса.
Все члены комиссии были приближенными Моргана, а возглавил ее Нельсон Олдрич, тесть Джона Рокфеллера-младшего.
После образования Комиссии Олдрич вместе с ее членами отбыл на 2 года в Европу для консультаций с представителями центральных банков Англии, Франции и Германии, потратив на эту поездку немалую по тем временам сумму в три тысячи государственных долларов.
После его возвращения из Европы 22 ноября 1910 года состоялась таинственная встреча на острове Джекил в «охотничьем домике» Джона Моргана.
Частный курорт Моргана на острове Джекил, где происходили встречи организаторов ФРС
Поездка на остров Джекил была сверхсекретной. Делегация отправилась в путь из города Хобокен, штат Нью-Джерси, на юг в опломбированном вагоне с опущенными жалюзи.
Там в течение 9 дней группой из семи человек, за которыми стояло двадцать пять процентов мирового капитала, в обстановке строжайшей секретности разрабатывался план создания ФРС.
Этими людьми были:
- Нельсон Олдрич, председатель национальной финансовой комиссии, а также тесть Джона Рокфеллера-младшего;
- Фрэнк Вандерлип (Frank Vanderlip), ставший позже президентом Национального городского банка Нью-Йорка (на встрече представлял семейство Рокфеллеров);
- Абрахам Эндрю, впоследствии занявший пост генерального секретаря казначейства США;
- Генри П. Дэвисон (Henry P. Davison), старший партнер J.P. Morgan Company, считавшийся личным эмиссаром Моргана;
- Чарльз Д. Нортон (Charles D. Norton), президент First National Bank of New York, где также верховодил Морган;
- Бенджамин Стронг (Benjamin Strong), еще один помощник Моргана;
- Пауль Мориц Варбург (Paul M. Warburg), незадолго до этого эмигрировавший из Германии и поступивший на работу в банковский дом Кун, Леб и Ко (Kuhn, Loeb & Company) представлявший систему банков Варбурга, крупнейшую в то время в Германии и Нидерландах.
Сенатор Нельсон Одрич должен был проследить, чтобы завершенный план соответствовал форме, которую он мог бы протолкнуть в Конгрессе, а задача остальных банкиров состояла в том, чтобы добавить необходимые детали, обеспечивающие, что они получат желаемое, к законченному проекту, составленному за время одной встречи.
Несмотря на общие интересы присутствующих, работа не всегда шла гладко. Сенатор Олдрич, будучи человеком властным, считал себя избранным лидером группы и не мог удержаться от того, чтобы командовать всеми остальными.
Олдрич также чувствовал себя немного не в своей тарелке, потому что из всей группы он единственный не был профессиональным банкиром.
Он имел значительные банковские интересы на протяжении всей своей карьеры, но только как человек, который получал доход от владения банковскими акциями, а в технических аспектах финансовых операций разбирался слабо.
Его оппонент, Пауль Варбург, полагал, что каждый вопрос, возникающий в группе, требовал не только простого ответа, а целой лекции. Он редко упускал возможность дать коллегам пространные объяснения, чтобы впечатлить их глубиной своих знаний о банковской деятельности.
Как самому технически подкованному из всех присутствующих, Паулю Варбургу поручили подготовку большей части проекта плана. Его работу после этого должны были обсудить и рассмотреть среди остальной части группы.
Это не нравилось другим, и часто вызывало колкие замечания со стороны Олдрича, и только природная дипломатия Генри П. Дэвисона оказалась катализатором, позволившим продолжить работу.
Сильный иностранный акцент Варбурга раздражал их и постоянно напоминал им, что они должны терпеть его присутствие, только потому что им нужен проект центрального банка, гарантирующий будущие прибыли.
Варбург не прилагал особых усилий, чтобы сгладить их предрассудки, и спорил с ними по любому поводу по техническим банковским вопросам, в которых он считал себя специалистом.
Не будет преувеличением сказать, что именно Пауль Варбург придумал гениальную систему ФРС, давшую невиданный ранее толчок мировой экономике.
Пауль Варбург, человек, который придумал ФРС
Само собой, Пауль Варбург был не простым бухгалтером, а происходил из старинного еврейского рода немецких банкиров — правнук Мозеса Маркуса Варбурга (1763-1830), основавшего в 1798 году существующий до сих пор гамбургский банковский дом M. M. Warburg & CO.
Братьями Пауля Варбурга были крупные финансисты Феликс и Макс Варбурги, иудейский религиозный деятель Фриц Варбург и искусствовед Аби Варбург.
1 октября 1895 года Пол Варбург женился на Нине Леб, дочери Соломона Леба, одного из основателей Kuhn, Loeb & Co. Таким образом, он стал свояком директору Kuhn, Loeb & Co. Якобу Шиффу, который был женат на Терезе Леб.
В 1902 году Пол переехал в США, где устроился в компанию Kuhn, Loeb and Co.
В 1910 году он был избран директором в Wells Fargo & Company.
Заметим, что гражданином США Пауль Варбург стал в 1911 году, то есть ФРС придумал не американец.
Как работает ФРС
Как известно, до отмены «золотого стандарта» денег было ровно столько, сколько золота: любую бумажную банкноту можно было обменять на соответствующее ее номиналу количество желтого металла.
Но количество золота в мире всегда ограничено, поэтому денег всегда было недостаточно. Кроме того, золото аккумулировалось в руках средневековых банкиров-менял и оседало в сундуках религиозных организаций (например таких, как Ватикан), аристократов и простых людей в виде накоплений, то есть изымалось из оборота.
Поэтому инновации внедрялись черепашьими темпами, и средневековая экономика развивалась очень медленно, а большинство населения планеты влачило жалкое, беспросветное существование.
После создания ФРС ситуация резко изменилась, сначала в США, а потом и во всем мире.
ФРС решило проблему денежного дефицита, заменив его постоянно растущим долгом, который по сути не имеет никакого значения, зато обеспечивает стремительный рост экономики.
Свершилось настоящее чудо — денег американцам стало хватать на все! Само собой, не сразу, на это ушло несколько десятилетий, но по сравнению с предшествующим периодом в несколько тысяч лет это был потрясающий результат.
Как же работает ФРС?
Если правительству США нужна новая денежная масса, к примеру, в 10 миллиардов долларов, она обращается с этой просьбой в ФРС. Федеральная система печатает банкноты, но только в обмен на долговые облигации, в том же эквиваленте. Правительство в свою очередь печатает облигации.
Потом происходит обмен ценных бумаг на свежие банкноты, которые поступают на банковский счет и пополняют ликвидную денежную массу США на десять миллиардов долларов.
Само собой, собственно печать бумажных денег может вообще не производиться, так как уже несколько десятилетий существует электронная система банковских расчетов. То есть эмиссия доллара условно сводится просто к вбиванию нескольких цифр на клавиатуре для увеличения суммы на счету.
В случае необходимости бумажные купюры могут быть допечатаны, чтобы заменить изношенные. Не следует забывать, что доллары распространены по всему миру, и по всей Земле у людей в карманах лежат зеленые бумажечки с портретами мертвых президентов.
Кстати сказать, называть доллары «бумагой» не совсем правильно — по своим качествам их материал гораздо ближе к ткани, чем к бумаге.Для изготовления долларов США используют бездревесную бумагу, состоящую на 75% из хлопка и на 25% из льна. Структура бумаги сетчатая (полотняная), волокна расположены параллельно сторонам купюры, не ромбом.Это обеспечивает высокую эластичность, износо- и влагостойкость долларов.
Когда ФРС покупает долговые облигации за только что напечатанные деньги, государство фактически берет на себя обязательство вернуть эти деньги. То есть ценность доллара обеспечивается не золотым запасом или товарным эквивалентом, а просто доверием к правительству США и самой финансовой системе Америки.
Поступая в банк, деньги становятся частью банковских резервов и соответственно, попадают под действие резервных требований. Согласно им 10%, то есть один миллиард, должно быть зарезервировано, а остальные девять могут быть использованы как ресурс для новых займов.
Деятельность ФРС критикуют за так называемый парадокс Триффина, состоящий в том, что она является одновременно центром эмиссии как национальной, так и международной валюты, что может вносить нестабильность в мировую экономику. Именно это противоречие внесло свою лепту в мировой финансовый кризис 2008-2009 года.
В начале 1960-х годов Роберт Триффин сформулировал ключевое противоречие Бреттон-Вудской системы:Для того чтобы обеспечить центральные банки других стран необходимым количеством долларов для формирования национальных валютных резервов, необходимо, чтобы в США постоянно наблюдался дефицит платёжного баланса. Но дефицит платежного баланса подрывает доверие к доллару и снижает его ценность в качестве резервного актива.
Так называемый федеральный долг США, который в 2013 году составил уже 16,7 триллионов долларов, благодаря политике ФРС и авторитету доллара, на 70% является внутренним долгом. Он номинирован также в национальной валюте — первой в мире по объему денежных операций. Поэтому вероятность дефолта в Америке практически равна нулю.
Благодаря высокому доверию к доллару, он фактически уже стал мировой валютой, эталоном, относительно которого измеряются все прочие национальные валюты.
Это удобно для всех, ведь международная торговля так или иначе нуждается в каком-то общем знаменателе для расчетов.
Федеральная резервная система — благо или проклятие?
По поводу ФРС в сети можно найти массу текстов, общая суть которых сводится к «Теории заговора» и тому, что с помощью ФРС мировая закулиса пытается поработить человечество и максимально нажиться на простых трудящихся.
Обыватели охотно верят в то, что богатейшие люди планеты, причем не внезапно разбогатевшие нувориши, а представители мировой финансовой элиты в нескольких поколениях, озабочены только тем, как бы отнять деньги у трудящихся. Это при том, что они сами эти деньги печатают и раздают...
Между тем, интересы мировой закулисы выходят далеко за пределы простого обогащения. Уж кто-кто, а эти люди лучше других понимают, насколько условным является богатство.
И главной задачей создания ФРС было не отобрать у людей деньги, а совсем наоборот — дать их людям, позволить мировой экономике развиваться на совершенно новом уровне, избавившись от ограничений, связанных с золотым стандартом, а следовательно, и решить проблему вечного дефицита денег.
Некоторые даже размещают график роста потребительских цен в качестве доказательства порочности ФРС, мол смотрите, за сотни лет цены не росли, и тут вдруг почти вертикальный взлет! Все подорожало!
Индекс потребительских цен в США до и после создания Федеральной резервной системы
График этот, конечно, может поразить воображение только обывателя, не имеющего никакого понятия о том, как работает современная экономика, и нежелающего думать вообще.
Между тем, даже элементарный здравый смысл подсказывает, что если цены растут, значит, и спрос растет. Это значит, покупатели готовы платить больше! А это в свою очередь означает, что у них есть чем платить, у них есть деньги!
Что лучше — стабильные цены, но отсутствие денег и возможности своершать покупки, или растущие цены, но достаточное количество денег, чтобы покупать по ним любые товары?
А вот еще один очень важный график, на котором мы можем увидеть, как выросла численность населения нашей планеты.
Если мы обратимся к статистике, то увидим, что к моменту создания ФРС численность населения нашей планеты составляла всего около 1,5 млрд человек. Средневековая экономика могла обеспечить относительно неизменный уровень цен, но не могла прокормить больше полутора миллиардов людей.
Да и можно ли по нынешним меркам говорить о каком-то «прокорме»? Уровень жизни людей тысячи лет был совершенно несопоставим с тем, что получило человечество за каких-то сто лет. Сейчас простые обыватели в среднем живут гораздо лучше, чем средневековые князья, бароны, герцоги и прочие аристократы.
Кому интересно, как жили люди еще относительно недавно, может почитать книгу Фернана Броделя «Структуры повседневности» — грандиозный труд, где тщательно описан быт и повседневная жизнь людей до XX века. Мало не покажется.
Но тут случилось экономическое чудо — была создана ФРС, и люди начали плодиться и размножаться с невиданной скоростью. И не просто размножаться, они начали богатеть! Средний уровень жизни начал стремительно расти, вместе с ее продолжительностью.
Рост продолжительности жизни людей
Кстати, сам Пауль Варбург так и не сумел воспользоваться результатами своей работы, и умер от гипостатической пневмонии на шестьдесят третьем году жизни. Кто знает, если бы он жил в наше время, современная медицина, возможно, уже могла бы его спасти...
Сложно оценить, насколько далеко шагнула человеческая цивилизация после тайной встречи на острове Джекил. Изменения оказались настолько глобальными, что рассматривать их можно только в комплексе, ведь прогресс ускорил все процессы.
Ну как, например, оценить повсеместное появление электричества, водопровода и канализации, современного транспорта, фармакологии, медицины, электроники, компьютеров, интернета?
Произошло резкое, качественное изменение на глобальном уровне, фазовый переход в масштабах всей планеты.
Вот что дала человечеству Федеральная резервная система США, которую придумал Пауль Варбург.
Задумайтесь — эти люди более ста лет назад создали модель, на которой держится весь современный мир!
Но неблагодарное большинство людей неспособно оценить величие замысла, и обвиняет ФРС во всех бедах. А между тем, не будь этой самой ФРС, эти люди могли бы вообще не родиться.
Точнее, из каждых семи современных жителей не родилось бы пятеро, и сейчас население Земли составляло бы около двух миллиардов, при тех же ценах на хлопок, овес и зерно, как и в 1780 году, разумеется.
Цены на авиабилеты, коррекцию зрения или айфоны никого бы не интересовали, так как ничего подобного просто не существовало бы.
Таким образом, ФРС стала не только двигателем прогресса, но и эффективным инструментом контроля над мировой экономикой.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки