Показное миролюбие. Российский президент пытается успокоить свою страну и мир
Накануне встречи министров иностранных дел нормандской четверки президент России дал интервью Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Обычно для таких целей выбирают какое-нибудь авторитетное западное средство массовой информации. На этот раз решили обойтись своим телевидением. Взять интервью доверили одному из кремлевских доверенных журналистов Владимиру Соловьеву.
Судя по тексту интервью, оно предназначено как для внутренней аудитории, что не в последнюю очередь и вызвано выбором для этого ВГТРК, а также для внешних слушателей и читателей. Слишком обострилась ситуация внутри государства российского и за его пределами.
Характерно, что сразу после соглашения «Минск 2» российская пропаганда не уставала заверять подведомственный Путину народ в безусловной дипломатической победе. При этом вошли в такой раж, что забыли элементарные приличия. Лексикон кремлевских пропагандистов больше напоминал субязык уголовной зоны.
Путин постоянно испытывает терпение своих европейских и американских собеседников. После Дебальцево стало очевидным — повторение подобного под Мариуполем Запад уже не потерпит и будет готов к самым жестким экономическим санкциям, а также поставкам оружия. В этой связи договоренность президента Порошенко в ОАЭ довольно прозрачный намек. Учтем, что оружие в ОАЭ в основном американского производства и его перепродажа не может произойти без ведома Вашингтона. Добавим к этому приезд в скором времени американских и британских инструкторов для обучения украинских военнослужащих.
В Лондоне в ходе избирательной кампании премьер Дэвид Кэмерон решил стать более жестким. Как сказал он на специальном заседании комитета по связям палаты общин, «Мы отправим некоторое количество наших военнослужащих в Украину для обеспечения подготовки украинских военных, а также предоставим (украинской армии — Авт.) некоторые тактические разведданные». Глава МИД Британии Филип Хэммонд заявил, что Лондон не планирует поставки на Украину летального вооружения, но может пересмотреть свою позицию в случае изменения ситуации. Ни в Берлине, ни в Париже такого не заявляли.
Вообще Лондон осуществляет давление на Москву по всем направлениям. Не в последнюю очередь в связи со слушаниями дела Литвиненко в суде британской столицы. Уже пять недель каждые день приносит новые и крайне неприятные для Кремля сенсации. Дело даже не в данных, большинство из которых было известно английскому следствию уже несколько лет, а том факте, что их выпустили в публичное пространство именно сейчас. Эффект от судебного разбирательства будет большой и так просто Путину и его спецслужбам с рук не сойдет. Травить людей в центре мировой столицы полонием и оставлять после этого длинный след очень большой прокол. Суд будет долгим и всесторонним. Это английская судебная система умеет, к тому же авторитет у нее очень высокий. Не случайно в Москве воды в рот набрали, никаких комментариев, ни обвинений в предвзятости, ни звука.
Наряду с обстоятельствами внешними, были для интервью Путина и причины внутренние. Очень забеспокоился подчиненный народ. То с электричками проблема, то с лекарствами. Хоть электрички пустили, но билеты подорожали в 4-5 раз и для многих стали недоступными.
Люди открыто выражают недовольство и никакие антимайданы полки аптек не наполнят. Народ живет в тревожном ожидании чего-то нехорошего и это в скором времени может ударить по рейтингу национального лидера. Этого он допустить не может.
Можно сколько угодно рассуждать с экранов о всемирном заговоре против поднимающейся с колен страны, но людей все больше беспокоит происходящее на Донбассе. Не только в Мурманске контрактники не хотят ехать в Украину, есть аналогичные сведения и из других регионов. Ребром ставится вопрос: есть война с Украиной или нет.
В общем, пришло время Путину объявить, что, во-первых, войны с Киевом нет. И поэтому, во-вторых, «Я думаю, что такой апокалипсический сценарий вряд ли возможен, и надеюсь, что до этого никогда не дойдет».
Замечание о шахтерах и трактористах вызвало такие негативные комментарии, в том числе и высших должностных лиц европейских стран и США, что пришлось несколько смягчить их. «Потом, наверное, несколько неаккуратное мое замечание в ходе визита в Венгрию имело какое-то действие, когда я сказал, что обидно проигрывать вчерашним шахтерам и трактористам. Неприятно проигрывать и России, но как-то менее унизительно».
Обратим внимание на последнее предложение. Именно ради этих нескольких слов интервью было задумано и распространено.
На данном этапе Москва декларирует сдержанность. Войны не будет, страны Балтии могут быть спокойны, но проигрывать Россия не собирается. Для нее это унизительно и Кремль от своего протектората над так называемыми ЛНР и ДНР не откажется. Не может бросить на произвол судьбы «шахтеров и трактористов» в виде уехавших в «отпуск» профессиональных российских военных. По московскому представлению Украина и ее западные партнеры должны с этим согласиться.
После Дебальцево и уже в отношении Мариуполя на Западе все громче раздаются голоса, что Москва вышла из доверия. Еще совсем немного и с Путиным вообще не о чем будет разговаривать и далее остается режим жестких санкций.
Весьма вероятно, что в Кремле серьезно забеспокоились. Вся украинская авантюра затевалась для того, чтобы заставить Запад, в первую очередь, США повторить на несколько иной основе ялтинский раздел мира. На многое Москва рассчитывать не может, но свою зону влияния на пространстве СНГ очень хочет оставить за собой. На какой-то промежуток времени, а там может что-то еще обломится. На Донбассе решается судьба не только восточной части Европы, а также Южного Кавказа и Центральной Азии.
Путинские сентенции о доверии должны служить очередным приглашением к будущему переделу мира. На вопрос: «Минская договоренность позволила вернуть ту степень доверительности, которая у Вас была раньше в отношениях с руководителями Франции и Германии?». Последовал ответ-призыв: «Вы знаете, абсолютной доверительности не в каждой семье, наверное, можно найти, а на международном уровне еще сложнее. Но мне представляется, что мы друг друга понимаем и в целом друг другу доверяем. Хотя, конечно, какой-то элемент недоверия сохраняется, но у меня все-таки сложилось представление о том, что нам партнеры скорее доверяют, чем нет, и, во всяком случае, верят в нашу искренность». Соответственно, народ российский успокаивают, что ничего страшного не произошло. Вышла небольшая размолвка с друзьями Ангелой и Франсуа, но ничего. Бывает. А так доверие есть при некотором недоверии. Как одно согласуется с другим у Путина ответить невозможно.
Последнее интервью российского президента показывает предел, которого на данном этапе смогла достигнуть Россия на Донбассе. Кремль нуждается в передышке, чтобы, как говорится, перевести дыхание. Если цена на нефть дальше падать не будет, и санкции не ужесточатся, то к лету следует ожидать нового обострения. Для чего и понадобилось показное миролюбие.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки