Ровно 23 года назад в Боснии началась война. Самая разрушительная со времен Второй Мировой. ФОТО
В этот день в Боснии, в уже далеком 92м, началась война. Самая разрушительная в Европе со времен Второй Мировой. А сто лет назад здесь, кстати, еще и Первая началась - с убийства эрцгерцога Франца Фердинанда. Но конкретно для Сараево война 90х оказалась куда страшней.
В итоге, никто никого не победил. И, в общем-то, ничего не добился. Дурная братоубийственная схватка. С хорватами с одной стороны, сербами с другой, босняками с третьей. Временами двое объединялись против третьего или рубились каждый против каждого. В итоге, в 95м в американском Дейтоне подписали мирное соглашение. И все остались при своих.
Сербам дали автономию - теперь у них республика сербська. А хорваты и боснийцы-мусульмане объединились в федерацию. И все это вместе теперь называется Босния и Герцеговина. И все одинаково бедно живут. До сих пор восстанавливают страну из руин и пытаются забыть старые обиды.
И кого не спросишь, - "за что воевали?", - никто толком сказать не может. С какого-то момента этот вопрос перестал быть важным. Стало важно - на чьей ты стороне. И все. Ненависть и ярость умы обуяли. Сербов стали убивать за то, что они сербы, боснийцев за то, что они боснийцы, хорватов только за то, что они хорваты. Страшно... Дошло до того, что людей вырезали целыми семьями, улицами, селами и городами. Стариков, детей, женщин. Истребляли. Теперь просят друг у друга прощения.
Были признаны факты геноцида, был международный трибунал. Виновные в военных преступлениях нашлись с каждой стороны. Срок получили более ста человек. Но что это по сравнению с сотней тысяч жертв? С ужасным наследием, которое до сих пор не могут расхлебать... Из 2,5 млн человек, потерявших свои дома, назад вернулись около миллиона. Не все уже и хотят, но большинству возвращаться просто некуда.
А что миротворцы? Были они тут. 60 тысяч солдат и офицеров со всей планеты. И украинские тоже. Но ни "стурбованисть", ни "схвильованисть", ни всякие разные резолюции и санкции и даже попытки разборонить стороны физически не имели успеха. Кровь удалось остановить только кровью. Силу заглушили еще большей силой. За стол переговоров стороны сели только после бомбежек НАТО. И подписали соглашение, которое всех одинаково устраивало и не очень. И кто где жил там и остался жить. Только уже не в целых, а разрушенных домах. Вот так вот глупо взяли и уничтожили свою собственную страну.
Что касается Украины, то прямых параллелей нет. Мы имеем дело с внешней агрессией. Но, вместе с тем, и не только с ней. Боснийскую черту мы еще не переступили. Но задуматься есть над чем. Всем.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки