Почему в Киеве отменили биеннале современного искусства
Новость об отмене «Мыстецким Арсеналом» Второй киевской биеннале современного искусства прошла практически незамеченной. Кажется, руководство «Арсенала» придумало план, как обойтись без неизбежного в таких случаях скандала: сообщить об отмене «Арсенале» в пятницу вечером, в надежде, что культурная общественность ее просто проспит, пишет в блоге на "Новом времени" Алексей Радинский.
Но уже вскоре стали всплывать удивительные подробности отмены главного художественного события года. К примеру, кураторам биеннале, австрийцам Георгу Шоллхаммеру и Хедвиг Заксенхубер, даже не сообщили об одностороннем расторжении контракта. Это могло бы окончательно разрушить репутацию руководства «Арсенала», если бы она не была уже и так разрушена историей с уничтожением Натальей Заболотной работы «Страшный суд» Владимира Кузнецова. Но наиболее курьезным в этой ситуации выглядит обоснование, на которое дирекция «Арсенала» ссылается для отмены мероприятия.
Оказывается, государственная институция «не может взять на себя международные обязательства по обеспечению безопасности участников биеннале», а также по страхованию произведений искусства! То есть, руководство «Арсенала» хочет создать у международного сообщества впечатление, что в Украину опасно ездить из-за военных действий на востоке страны?
Особенно нагло в заявлении «Арсенала» выглядит ссылка на «продолжительную агрессию» как обоснование для отмены биеннале. Ведь та же агрессия не мешает «Арсеналу» проводить гламурные псевдохудожественные проекты, предвыборные партийные съезды и официозные мероприятия с участием многих одиозных политиков предыдущего режима, в том числе - напрямую ответственных за войну на востоке Украины.
При этом в заявлении об отмене киевской биеннале есть, по крайней мере, один честный момент. Руководство «Арсенала» считает, что в трагической ситуации, в которой оказалось украинское общество, создание многомиллионного проекта не является корректным. Это, конечно, справедливо – только если понимать под биеннале современного искусства некий элемент роскоши, случай засветиться перед телекамерами на светской тусовке, созерцая дорогостоящие бессмысленные предметы искусства, созданные специально по случаю заезжими арт-звездами.
Однако биеннале современного искусства выполняют совершенно другую функцию. Это, прежде всего, исследование и понимание того, что происходит в стране, которая организовывает этот проект. Это взаимодействие между художественными и гуманитарными сообществами в глобальном контексте. Это налаживание долгосрочных связей и интеллектуальных контактов. Все это ни в коем случае не помешало бы Украине, даже в военных условиях, не так ли?
Во всем мире биеннале принимают форму образовательных проектов. В ответ на глобальный кризис современного образования они берут на себя функции художественных академий и университетов, создавая почву для образовательных институций нового типа. Биеннале все чаще становятся площадками для политических дискуссий – в ситуации, когда эти дискуссии в традиционной публичной сфере выхолащиваются.
Именно такой проект хотели провести Георг Шоллхаммер и Хедвиг Заксенхубер.
Поэтому, узнав о внезапном выходе «Мыстецкого арсенала» из игры, кураторы Шоллхаммер и Заксенхубер решили не отказываться от задуманного. На момент отмены «Арсенале» они уже провели огромную исследовательскую работу и привлекли к своему проекту множество художников из Украины и всего мира.
Для проведения такого биеннале не нужен ни многомиллионный бюджет, ни, возможно, даже страхование дорогостоящих произведений искусства. А «безопасность участников биеннале», видимо, будет обеспечивать широкий круг образовательных, общественных и художественных организаций, которые кураторы собираются подключить к своему проекту. В общем, Киев остался без «Арсенале», но никак не без биеннале.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки