Лучшие книги 2011 года от Павла Коробчука
Одна из самых заметных фигур современной украинской поэзии, поэт из когорты «двухтысячников» и редактор отдела культуры uainforg Павло Коробчук даёт собственный рейтинг лучших украиноязычных литературных произведений, изданных в уходящем 2011 году.
Заметьте, по своим собственным почти кулинарным номинациям.
Приятного аппетита!
Номинация «Суп из топора»
Суп получился вкусный. Единственное, что в нем выдает привкус топора, который запрятался на дне кастрюли — неожиданно невысокие продажи. И какая-то слишком христианизированная концовка романа, которая угадывается уже с середины книги.
Номинация «Поэтический паёк по второму кругу»
В этом году хороших поэтических книг вышло немало. Даже много. Самые видные из них: Богдана Матияш «Твої улюблені пси та інші звірі», Ирина Шувалова «Ран», Тарас Федюк «Хуга», Лина Костенко «Річка Геракліта», Иван Андрусяк «Неможливості мови», Павло Коробчук «Динозавр», Василь Махно «Зимові листи», Катя Бабкина «Гірчиця», Петро Коробчук «Боса флейта».
Но, наша номинация называется «поэтический паёк по второму кругу». И здесь уверенно первым рвет финишную ленточку Сергей Жадан с книгой «Прощання слов'янки». Это книга всех его поэзий, срез поколения через творчество одной личности.
Жадана приятно читать и по третьему, и по пятому кругу.
Номинация «Толстяк года»
Конечно же, самой толстой книгой года оказалась книга Юрия Андруховича «Лексикон інтимних міст». Книга очень двузначна, как шахматная доска. С одной стороны — проза, с другой — архив туристического блога. С одной — художественная, с другой — документальная. Изысканные истории — несвязные очерки. Интертекстуальность — натянутость. Захватывающие рассказы — скучный наратив. Самая ожидаемая книга — самая нецепляющая книга. Можно читать с любой точки (это и плюс и минус).
Двузначная. Даже это — и хорошо, и плохо.
Двузначная. Но что в ней однозначного, так это то, что она — толстая.
Сильно заигран пан Юрий. Не понять, где он? Что на самом деле он прячет за этими непонятностями? Есть ли ему что прятать вообще?
Номинация «Диета года»
Книгу Виталия Жежеры «Господні комарики» можно читать с любой страницы. Потому что каждая страница в ней — отдельная история. Но, отличие от Андруховича, книга от этого не проигрывает.
Книга завораживает. Она нужна в горькую минуту, поддержит радость, добавит спокойствия в неспокойное время. Книга дышит мудростью. Книга говорит на одном языке и со стариком, и с ребенком.
А номинацию «диета года» Жежера получил за то, что он издал свою первую авторскую книгу в свои неполные 60 лет. Это очень строгая диета. Но пройдя курс лечения, чувствуешь себя легким и свежим, как господний комарик.
Номинация «Винегрет года»
Юрий Издрык никогда подолгу не задерживается в литературе. Он туда приходит, пишет, и уходит. Заниматься музыкой, травой и визуальным искусством.
Его последняя книга — винигрет. Он сумел поместить в книгу и колажи, и прозу, и стихи, и фотографии. Искусство в книге «Underword» Издрыка не ограничивается рамками текстов. Здесь сама книга выступает искусством. Тотальный концепт. При чем, эта смесь постмодернизма самим с собой не разваливается. А мирно концентрируется в одной книге.
Номинация «Алкогольный коктейль года»
В этом году в роли победителя будет выступать не отдельная книга, а окололитературный скандал. Потому что лучшим способом взаимодействия с широкой публикой в этом году был именно окололитературный скандал. Их было немало, иногда несколько скандалов паралельно. Иногда рука писателя доходила до горла правительства. Иногда — наоборот — рука правительства придавливала писателя.
Среди номинантов выступили:
Лина Костенко со своим отказом продолжать турне презентации своего романа «Записки украинского самашедшего» из-за высказанного львовскими критиками недовольством этой книгой
Ряд СМИ разместили разговор львовских писателей Виктора Неборака, Игоря Котика и Юрия Кучерявого в «Кабинете» с негативными отзывами о романе.
Если бы каждый писатель отказывался презентовать свою книгу после услышанной критики, то все без исключения писатели бы сейчас жили где-то на необитаемом острове и изредка бы присылали свои творения народу голубиной почтой. Такой поступок пани Лины напоминает поведение ребенка, после того, как он перед гостями спел серьезную песенку, а от него все умилялись и не вникали в суть песенки. Ребенок расстроен, плачет в подушку, топает ножками.
Мария Матиос с ее заявления о преследованиях, связаных с ее литературными текстами
Комунист Петр Цибенко пытался спровоцировать Генпрокуратуру на возбуждение уголовного дела против пани Марии. Дела не завели, с властью разошлись мирно, но шуму наделали.
Виктор Янукович с его сплагиаченой книгой
Что тут говорить — сплагиатил и сплагиатил. Ничем не хуже Б. Совко, нанятого актера, которому компьютерная программа написала книгу стихов, и при этом российский Союз писателей со всем пафосом и фуршетами уже навручал ему медалей и другой лапши.
Просто можно представить себе работу над плагиатом Януковича: группа людей, авторов, литературных рабов динамически, логически и копипастически выстаивает ряд чужих цитат с чужих материалов, кандидатских и книг в одну логическую цепочку. И выставляет напоказ книгу. Янукович каждому звонит и говорит: «Спасибо. Но я вам не завидую».
Главное не то, что забыли указать сноски на некоторые первоисточники. Главное, что не забыли указать фамилию «якобыавтора» книги на титульной странице — Виктора Януковича. Слава дизайнеру обложки!!
Анна Герман с её отказом от участия в конкурсе «Книга года — ВВС»
Людям не надо спешить с заявлениями, не разобравшись в них до конца. Дело, в том, что критик Славинская (которая является членом жюри «Книги года-ВВС») высказала свою точку зрения о романе Герман, который участвовал в этом конкурсе. Своих мнений, по мнению Герман, член жюри не должен высказывать до голосования в конкурсе. Да, это верно.
Но Славинская высказалась о романе в контексте совсем другого конкурса — в контексте Интернет-голосования за лучшую украинскую книгу 2011 года. Потому, надо сначала разобраться в сути вопроса, а потом рвать на себе майку. Конечно, этот недосмотр — претензия не к очкам (или кульчикам) пани Анны.
Василь Шкляр, который отказался от Шевченковской премии, мотивировав это тем, что пока министром образования и науки числится Табачник — он премию не примет
А премию-то уже присудили Шкляру!
Власть от имени Анны Герман, пыталась замять эту неувязочку. Но ни премии, ни себя в списках награжденных Шкляр не увидел. И Табачник остался на своем посту.
Победитель в этой номинации — Анна Герман. Потому что к отказу от участия в «Книге года-ВВС» добавилось ещё очень подозрительное голосование за ее книгу «Червона Атлантида», голоса за которую поступали из Бобруйска, Сыртыквара, Волгограда, Тулы, Великого Новгорода, Минска. И из других Антананариву. При чем, книга не переводилась на антанаривский язык. Конечно же, книга продавалась во всех этих городах, передавалась из рук в руки, как совесткий самиздат, и ее обговаривали у себя на кухнях даже бывшие КГБисты, впечатленные некоторыми пассажами!
Кстати, почему так мало голосов на Facebook поступило из самой Атлантиды?!
В заключение стоит заметить, что четыре из пяти главных скандалов связаны с властью.
Выходит, не было бы нынешней власти, не было бы скандалов.
К тому же, в трёх из пяти номинациё фигурировала Анна Герман. Изысканно получается — куда не плюнь в украинскую литературу — попадешь в неё, в эту роковую женщину.
«Алкогольный коктейль года» в этом году получился сильным, горьким, и высокоградусным, что привело к многочисленным дебошам и гулянкам.
Павло КОРОБЧУК, koroboro, UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки