Россия определилась с врагом. Средиземноморье - главная угроза нацбезопасности – Зеркало
В приступе ностальгии по “славному” прошлому российский флот возвращается в Средиземное море, пишет азербайджанское издание Зеркало.
Зеркало извещает, что в ситуационном зале Центрального командного пункта вооруженных сил России под руководством министра обороны Сергея Шойгу прошло расширенное совещание глав центральных командных органов Министерства обороны и оборонной промышленности, посвященное состоянию и перспективам развития Военно-морского флота.
Сергей Шойгу заявил о том, что “принято решение о формировании управления оперативного соединения ВМФ в средиземноморской зоне, где силы флота будут находиться на постоянной основе”. Для этого у Военно-морского флота России есть все возможности. Это наглядно доказали проведенные в январе текущего года учения в акваториях Черного и Средиземного морей, где действовала межфлотская группировка в составе полутора десятка боевых надводных и подводных кораблей во главе с флагманом Черноморского флота ракетным крейсером “Москва” и двумя десятками судов обеспечения.
Тогда моряки Северного, Балтийского и Черноморского флотов высаживали десант на Черноморском побережье, не раз проходили туда и обратно Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, провели в восточной части Средиземноморья более 60 боевых ракетных и артиллерийских стрельб по воздушным, морским и подводным целям. Потом североморцы заменили в районе Африканского Рога корабли Тихоокеанского флота, проводившие через зону, контролируемую сомалийскими пиратами, гражданские торговые суда. А остальные корабли вернулись к местам своей дислокации.
Как следует из заявления министра, корабли российского ВМФ будут дежурить в этом стратегическом регионе не время от времени, как сейчас, а постоянно. В оборонном ведомстве указывают, что именно в Средиземноморье сосредоточены главные угрозы национальной безопасности России.
Весьма интересно сообщение, что средиземноморская группировка ВМФ России примерно на две трети будет состоять из кораблей Северного флота. На треть – из Черноморского. Оперативное командование будет осуществляться с флагманского корабля, стратегическое – из штаба в Санкт-Петербурге.
Возможно, что с точки зрения боевой подготовки столь дальние переходы кораблей с баз на Кольском полуострове вокруг европейского побережья и имеют смысл, но издание предлагает посмотреть на это с другой стороны.
Так называемая Средиземноморская группировка будет иметь в составе до 10 кораблей. Другими словами, 6-7 кораблей Северного флота, 3-4 – из состава Черноморского. Что и говорить, сила боевая и грозная. Как раз такая, чтобы бросить вызов американскому, турецкому и прочим флотам стран НАТО. Другими словами, в составе как Северного, так и Черноморского флотов нет в достаточном количестве кораблей, которые могли бы находиться в Средиземном море на постоянной основе, собирают с бору по сосенке.
Для сравнения: в советские времена 5-я оперативная эскадра, находившаяся в Средиземном море, состояла из 70-80 вымпелов (30 надводных кораблей, 4-5 атомных и до 10 дизельных подводных лодок, две плавмастерские, 3-4 танкера, сухогрузы, корабли минно-тральной группы, комплексного обслуживания, рефрижераторы, госпитальные и спасательные суда, морские буксиры). Новая оперативная эскадра вряд ли сможет противостоять даже 6-му американскому флоту. Даже если собрать все более или менее пригодные надводные и подводные корабли со всех четырех флотов, 5-я эскадра навряд ли получится. К этому следует добавить, что для заправки водой и горючим придется заходить в порты Черногории, Кипра, возможно, Греции, что также обойдется в копеечку. Да и не всегда это будет возможно по причинам политического характера. Интересно, как в Москве представляют реализацию того, что оперативное соединение российского флота должно противостоять странам НАТО и для этого заходить в порты своего возможного противника.
Понятно, что корабли у причалов стоять не должны. Но каждый поход – это вырабатывание и без того не очень значительного моторесурса. Ведь корабли флота российского не только не первой молодости, наоборот, весьма почтенной старости. По мнению бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала Виктора Кравченко, Россия пока не обладает возможностями для создания постоянного оперативного соединения в Средиземном море. Для этого у ВМФ не хватает боеспособных кораблей и надежного пункта материально-технического обеспечения. “Не знаю, откуда взялись эти разговоры о воссоздании Средиземноморской эскадры. Подобные заявления – это опять громогласные слова и желания, которые не подкреплены реальными ресурсами. Если такую группировку собрать из того, что осталось у флота, то корабли формирования в течение года выбьют весь свой моторесурс и их придется ремонтировать”. Теперь это не разговоры, а директива, согласованная с Кремлем. Иначе такие вопросы не решаются.
Мнение адмирала совпадает с тем, что сказал министр обороны Сергей Шойгу. “Общее состояние дел на флоте нельзя назвать удовлетворительным. В первую очередь это связано с тем, что в течение длительного времени на флот не поступали новые корабли и суда, не соблюдались сроки выполнения технического обслуживания. В результате большую часть корабельного состава приходится эксплуатировать с продленными межремонтными периодами, многие корабли и суда имеют ограничения по использованию вооружения и военной техники”.
Тогда возникает вполне естественный вопрос: зачем все это действо с кораблями, флагами и пустой тратой денег?
Ответ лежит не только в приступе ностальгии по былому величию и страстном желании кому-то и что-то доказать. Хотя истинную цену подобным оперативным соединениям военные стран НАТО прекрасно знают.
Первый фактор – внутренний. Пропагандистская составляющая вполне ясна и хорошо вписывается в общеполитическую линию: грозить надменному соседу. Особо, правда, грозить нечем, и соседи ближние и дальние не слишком пугливы, но народу такие подробности сообщать не к чему. Картинку по Первому каналу и НТВ покажут – и достаточно. Хотя для подкрепления тезиса о вставании с колен демонстрация флага в дальних морях вполне подходит. Да и приступы антиамериканизма и антизападничества должны в обществе набегать волна за волной. Чтобы всех держать в напряжении и подкреплять тезис о враждебном окружении.
Однако есть тоже внутренний, но гораздо более весомый фактор. Если выходить на моря-океаны, то нужны перевооружение, новые боевые корабли и самолеты. Ведь флот без авиационного сопровождения ничего не стоит. У России вдруг появились стратегические интересы во Вьетнаме, в Латинской Америке, правда, после известных событий и персональных изменений в Венесуэле не ясно, что с ними будет, и тем более в Средиземном море. Если не послать два десантных корабля в сирийский порт Тартус, то как вообще о Сирии можно говорить? В Москве думают, что так уважать не станут.
О том, в каком состоянии российский ВПК, известно. Корабли и подводные лодки строят так долго, что их и спускать на воду не имеет смысла. Например, многоцелевую подводную лодку “Северодвинск” строили 20 лет, подводные атомные стратегические крейсеры, как, к примеру, “Юрий Долгорукий”, – по 15 лет, дизельную, воздухонезависимую подлодку “Санкт-Петербург” за 20 лет так и не сдали флоту. Как пишет московская “Независимая газета”, “в гособоронзаказ 2015-2025 годов заложили пункт о создании нового авианосца. Мол, якобы конструкторы уже разработали его аванпроект, но где его будут строить и сколько лет, зачем он нам нужен – вопрос открытый”. В благословенные времена советская судостроительная промышленность не смогла создать ни одного авианосца. Усеченную версию замаскировали под название авианесущего крейсера. Сейчас ситуация даже не сравнимая, а амбиции все те же. Тем не менее, министр обороны настроен радужно. “В результате реализации госпрограммы вооружения до 2020 года на флот должны поступить 8 ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок, 54 надводных боевых корабля различного класса”.
Это то, что так ждет военно-промышленный комплекс. Перевооружение и обновление, строительство новых кораблей и ремонт действующих за безумные деньги – только это и нужно директорам ВПК и тесно с ними связанным генералам и адмиралам. А если деньги польются рекой, как в благословенные советские времена, то режим получит крепкую опору. И это главное, для чего все это затевается.
Если отвлечься от всей этой воинственной риторики и неоправданных обещаний, то в сухом остатке остаются две цели. О первой, внутриполитической мы уже говорили. Теперь насчет внешней. Не стоит всерьез принимать боевое значение устаревших в прямом и переносном смысле кораблей, оторванных от своих баз посреди Средиземного моря. Никакой боевой угрозы флотам стран НАТО, и в первую очередь американскому 6-му флоту, они не представляют.
Видимо, ставится более ограниченная задача. Подкрепление дипломатических усилий. Россия буквально надрывается в доказательстве своего значения для арабских стран. Два десантных корабля вблизи сирийского побережья должны были показать, что режим Асада как-то защищен от внешнего воздействия.
Однако тут все напоминает детскую игру. Никто в Сирию вторгаться не собирается, а если бы собрался, то два корабля никак бы не были помехой. Впрочем, это нисколько не помешает российской пропаганде рассказывать гражданам страны о том, как андреевский флаг защитил Сирию и предотвратил вторжение то ли стран НАТО, то ли неизвестно кого. Так что все останутся довольны. Только российскому народу в очередной раз можно посочувствовать из-за нового витка гонки вооружений.
Катерина РИЗАНЧУК katerizanch
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки