MENU

«Регионалы» нейтрализовали Порошенко, перекрыв доступ к оппозиции

1710 0

 

Подумав продолжительное время, П. Порошенко все-таки принял предложение «от которого невозможно отказаться».

 

Наблюдатели сразу же вспомнили о том, что Петр Алексеевич был в числе основателей ПР, а потому «вернулся к родным пенатам».

 

Так ли все просто?

 

Ведь череда «раздумий» только подтверждают, что решение было нелегким. Но, очевидно, аргументы оказались излишне серьезными.

 

Многие склонны объяснять данное назначение необходимостью улучшить отношения с ЕС. Дескать, П. Порошенко – оптимальная кандидатура, которая позволит завершить переговоры по зоне свободной торговли парафированием соответствующего документа.

 

Возможно, подобные соображения и могли рассматриваться авторами кадровых перестановок. Но подобные размышления упускают из виду позицию самого ЕС. А его представителям (по большому счету) непринципиально с кем вести диалог. Единственное, партнер должен быть «рукопожатным».

 

В начале каденции нынешнего президента никто в ЕС не видел ничего зазорного в том, чтобы регулярно проводить встречи и обсуждать вопросы персонально с ним. И то, что украино-европейские переговоры зашли в тупик, связано отнюдь не с персоналиями, которые обсуждали те либо иные вопросы.

 

Возможно, П. Порошенко и выглядит для европейских коллег отличным от своих «коллег с костями в носах», но главным будет содержание, а не форма. А вот содержание будет определять совсем не Порошенко.

 

Потому нужно обратить внимание и на украинские причины кадровых назначений.

 

До недавних пор П. Порошенко оставался последним «несистемным» олигархом. То есть, не включенным непосредственно в действующую систему властных отношений, но наделенным значительными финансовыми (и медийными) ресурсами.

 

Общая логика действий нашей власти на протяжении последних двух лет – это объединять все капиталы под одной «политической крышей».

 

Конечно, в этом плане они наследуют пример путинской Росси, где были «консолидированы» все олигархи, а те, кто в этом процессе не пожелал участвовать (Ходорковский), были «стерты в порошок».

 

В Украине для этого меньше возможностей, но общий курс на то, что «все деньги должны быть объединены политически», сохраняется.

 

Хотя у нас особо не пришлось использовать для этого какие-то силовые ресурсы (можно вспомнить давление годичной давности на «последнего олигарха БЮТ» К. Жеваго). Комбинируя давление и «покупку», им удалось создать ситуацию, что вне власти не осталось крупных капиталов. Что особенно важно накануне парламентских выборов.

 

Из того, что вне власти не осталось крупных капиталов, следуют определенные последствия.

 

1. Поскольку крупный олигархический капитал контролирует большую часть информационного пространства страны (через медиа-холдинги), то это должно позволить доминировать одной точке зрения в теле-эфирах.

 

Кстати, новоназначенные Порошенко и Хорошковский контролируют на двоих солидный кусок информационного пространства.

 

2. Деньги играют в наших выборах очень важную роль. То, что за пределами власти «денег нет» (а если и остались – налоговая их «подчистит»), особо важно на фоне предвыборного «аттракциона бюджетной щедрости».

 

Камни собраны, олигархи объединены (впервые со времен «развитого Кучмы»). Очевидно, инициаторы процесса могут чувствовать себя удовлетворенными. Не знаю, насколько они могут рассчитывать на П. Порошенко как на союзника, но минимум «пакт о ненападении» они себе обеспечили.

 

Часто можно услышать мнение, что, мол, Порошенко будет вести самостоятельную игру. Подтверждением чего называют его готовность участвовать в парламентских выборах.

 

Однако как показывает опыт С. Тигипко, нельзя вести самостоятельную игру, интегрируясь в эту команду.

 

Напомню, что сам Тигипко был 3-м «призером» президентских выборов, лидером собственной партии, которая имела на определенных этапах немалый рейтинг и фракции во многих местных советах. Но несмотря на все это, С. Тигипко быстро стал обычной политической марионеткой в правительстве. У Порошенко нет даже такого политического потенциала, потому вряд ли он сможет вести какую-то самостоятельную игру.

 

В озвученных Порошенко «тезисах» прозвучала тема земельной реформы.

 

Казалось бы, данный вопрос не вполне касается Минэкономики, но определенная логика в данном упоминании прослеживается.

 

После вхождения в правительство С. Тигипко «бросили» на пенсионную реформу, которая изначально была: 1) сложной; 2) непопулярной. Похоже, что ту же роль должна сыграть для министра Порошенко реформа земельная.

 

Ведь реакция, которую вызовет продажа земли, будет неоднозначной, и под «раздачу» попадет именно тот чиновник, который будет «публичным лицом» проекта. И таким лицом вполне может выступить П. Порошенко, намертво привязав себя к «бригаде».

 

Понимает ли это сам П. Порошенко? Думаю, прекрасно понимает, что и отображено в его длительном «выжидании». То, что он пошел на эту сделку, свидетельствует о том, что он: 1) не видит в обозримом будущем особых альтернатив действующей модели власти; 2) очень высокого мнения о своем опыте и способности политического «игрока». Возможно, он надеется сделать то, чего не смог С. Тигипко. То есть, использовать ситуацию в собственных интересах.

 

Итак, что получает в ходе всего этого власть?

 

Новое «лицо» для представления новых «гениальных экономических проектов» и взаимоотношений с ЕС, завершение консолидации олигархического капитала под одной правительственной «крышей», сосредоточение медийныйх ресурсов в руках членов правительства, близких к ним бизнесменов, членов семьи президента.

 

Что получает Порошенко? Удовлетворение личных локальных амбиций, неприкосновенность капитала и, возможно, некоторые преференции для собственного бизнеса. В любом случае, полный перечень элементов сделки мы не узнаем никогда.

 

Но самое главное то, что еще одна фигура украинской политики нейтрализирована. Фигура потенциально сильная.

 

И самостоятельную линию он уже проводить не будет (и не сможет). Любой министр прямо зависит от воли президента, и не может быть самостоятельной фигурой в украинских политических реалиях. Следовательно, позиция Петра Алексеевича будет явно зависеть от «генеральной линии».

 

Ведь, очевидно, он бы не ставил на кон свою репутацию, чтобы быть «транзитным министром». А если он планирует быть в правительстве долго (иначе в это болото и не было смысла лезть), то он будет играть по правилам. Следовательно, Порошенко как политик нейтрализован, дополнив чей-то перечень «охотничьих трофеев».

 

И даже если через некоторое время он покинет Кабмин, то данный факт пребывания в правительстве Азарова не позволит ему претендовать на лидерство в оппозиционном сегменте либо на самостоятельную политическую роль. Как политик он потерял право маневра, а потому существенно сузил собственные политические перспективы.

 

Итак, назначение Порошенко продолжает общую тенденцию «зачистки политического пространства» от более-менее значимых политических фигур.

 

Одни попадают в «места не столь отдаленные», другие – дискредитируются, третьи – «поглощаются» окружением президента. Все идет к тому, что на президентских выборах 2015 года (если, конечно, они будут проведены) выбор кандидатов будет напоминать российский выбор 2012 года. То есть, фактически, отсутствовать.

 

Возможно, это и является одной из ключевых целей происходящих в стране процессов. Правда, из такого ответа следует следующий вопрос: «А для кого поле зачищают? Для нынешнего гаранта? Или же для преемника?»

 

Но это уже совершенно другая история.

 

Петр ОЛЕЩУК

 

ПОРОШЕНКО ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ. ДОСЬЕ



Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини