Днепропетровские взрывы. Год не закрытых вопросов
Ну, что? Попали под раздачу?
Первая реплика Виктор Януковича при встрече с госпитализированными после теракта несовершеннолетними
Ровно год тому назад, 26 апреля 2012 года, в одном из крупнейших украинских городов-миллионеров Днепропетровске произошла серия событий, впоследствии названных «террористическими актами». По сообщённой МВД официальной информации в результате 4 произошедших взрывов тогда пострадали 27 человек. Все они получили травмы различной степени. К счастью, ни один человек не погиб.
Взрывные устройства были оставлены в расположенных на видных местах бетонных мусорных урнах. Подтверждённые взрывы произошли с небольшим разрывом по времени в 11:40 (остановка трамвая № 1 «Оперный театр»), в 12:30 («Аллея Влюбленных» по ул. Столярова, возле кинотеатра «Родина»), в 12:45 (возле входа в парк Глобы, напротив магазина «1000 мелочей»), 13:00 в ( недалеко от места первого взрыва — на проспекте Карла Маркса). Ещё одно предположительно взрывное устройство было обезврежено взрывотехниками, однако неизвестно представлял ли «обезвреженный» предмет опасность.
И хоть официально было заявлено о 4 произошедших взрывах, по Днепропетровску долгое время ходили разговоры о том, что было их не менее 10. Эта информация быстро попала в СМИ.
Пострадавшими в результате взрывов официально считаются 27 человек. Одному из пострадавших врачи ампутировали руку. Кроме того, через несколько дней после взрывов в СМИ появилась информация о том, что в результате взрыва погибло 8 человек. Они якобы скончались уже в больницах. Естественно, эта информация была официально опровергнута.
Несколько дней спустя народный депутат Украины, генерал МВД в отставке Геннадий Москаль огласил поступившую к нему информацию о том, что взрывные устройства якобы были изготовлены на основе реакции химических элементов, что они были безоболочного типа, а функцию оболочки для неё выполняла урна, в которую они была заложены в каждом конкретном случае. Именно обломками урн и другими предметами были травмированны люди.
Согласно заявлению экспертов мощность первого устройства была эквивалентна 240 граммам тротила, второго— 250, третьего— 230, а четвёртого— 300 граммам.
По результатам произошедшего было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 258 УК Украины (террористический акт).
Сразу же после взрывов по распоряжению главы Днепропетровской ОГА Александра Вилкула в Днепропетровске и области с 27 апреля по 2 мая стал действовать запрет на проведение массовых мероприятий. Известно, что в это же время планировалась голодовка сторонников Юлии Тимошенко в палаточном городке. Про понятным причинам она не состоялась.
В свою очередь правительство Николая Азарова подняло вопрос об увеличении финансирования мероприятий по обеспечению общественной безопасности. Также было заявлено о разработке Программы защиты украинских граждан.
Буквально на следующий день, т. е. 27 апреля 2012 года, Виктором Януковичем был создан Координационный штаб для расследования взрывов. В состав штаба вошли генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка, теперь уже бывший (как будет заявлено позже, уволенный в т.ч. и вследствие днепропетровского инцидента) председатель СБУ Игорь Калинин, министр внутренних дел Виталий Захарченко, вице-премьер — министр здравоохранения Раиса Богатырёва, глава Администрации президента Сергей Лёвочкин.
Уже 29 апреля СБУ неожиданно заявило, что по подозрению в совершении преступления разыскиваются три человека, фотороботы которых были созданы и опубликованы. Известно, что они все мужчины. Одному из них около 30 лет, другому за 40, третьему от 35 до 45 лет.
31 мая на брифинге в Днепропетровске заместитель генерального прокурора Украины Виктор Войцишен сообщил, что по подозрениям в организации взрывов в Днепропетровске задержаны двое жителей Днепропетровска, которые ранее проблем с законом не имели . Захарченко в свою очередь заявил, что лица, организовавшие взрывы, «действовали из корыстных мотивов и требовали выплатить им $4,5 млн долларов США».
По официально информации СБУ и МВД подозреваемые начали слать сообщения через Интернет и смс. Террористы требовали 4,5 миллионов долларов и угрожали повторными взрывами в Днепропетровске. Подозреваемые требовали перевода денег на карточки, которые должны были быть выброшены с поезда в лесополосе. После того, как подозреваемые получили карточки с деньгами, им дали возможность снять небольшую сумму, чтобы удостоверится в реальности существования преступников.
В деле появилась политика. «Сегодня следствие выясняет, насколько политические симпатии подозреваемых относятся к совершенным им преступлениям. Для этого есть у следствия основания», - отрапортовал Пшонка.
Уже 2 июня четверо подозреваемых, по решению Бабушкинского районного города Днепропетровска суда, были взяты под стражу. Тогда стало известно, что первое по счёту дело о взрывах в Днепропетровске в ноябре 2011 года (тогда, ночью, от взрыва урны на трамвайной остановке в центре города погиб 27-летний финансовый директор частного предприятия) и дело о событиях 26 апреля 2012 года объединили в одно производство.
После взрыва в ноябре 2011 года было известно, что организаторы выдвигали собственные требования. Они излагали их на сайте издания... «Комментарии».
Тогда текст требования звучал так:
«Руководству СБУ, прокуратуры и МВД! Напоминаем, что истекает отведенное на выполнение наших требований время. Сегодня 21.11 в 14 часов должна появится указанная в запорожском письме информация. Во вторник 22.11 к 16 часам должно быть готово все остальное. Если нет - то готовьте труповозки, ближайшую цель для следующего удара мы указали, это Донецк».
К слову, о Донецке. После взрывов в Днепропетровске 26 апреля 2012 года там значительно усилились меры безопасности. Очевидцев на улицах города сильно увеличилось количество патрулей, досматривались все подозрительные ёмкости и предметы.
Кроме того, к новому (общему) делу приобщены были факты взрывов в Харькове 13 октября 2011 года и Запорожье 21 октября 2011 года.
Задержанными подозреваемыми оказались четверо мужчин, жителей Днепропетровска:
Сукачев Виктор Валерьевич, 1978 года рождения;
Федоряк Виталий Витальевич, 1977 года рождения,
Просвирнин Лев Владимирович 1979 года рождения.
О существовании четвертого подозреваемого СБУ не знала, его впоследствии указали названные трое человек. Его зовут Дмитрий Рева, учился вместе с Сукачевым.
Виктор Сукачев являлся преподавателем днепропетровского вуза, что было подтверждено его ректором. На кафедре политологии ДНУ он работал старшим преподавателем на полставки.
И хотя относительно всех подозреваемых с самого момента их задержания, общественностью высказывались сомнения, именно личность Сукачева вносила наибольшие сомнения в версию следствия. Кроме того, крайне неоднозначным его участие в организации взрывов кажется с учётом того, что с самого начала расследования, явной была его политическая подоплёка. Это проявилось и в заявлении Генпрокурора Пшонки.
Дело в том, что Сукачев был достаточно известным на местном уровне политологом и ранее активно высказывался в поддержку Партии регионов. Регулярно давал пресс-конференции на эту тему. Правда, сразу же после произошедшего любые упоминания о нём с сайта Днепропетровской организации Партии регионов были оперативно удалены.
Более того, комментарии к произошедшим «терактам» на местном телевидении Днепропетровска давал именно Сукачёв, который позже и был обвинён в их организации.
Видео с этими комментариями вскоре исчезло из свободного доступа.
О личности же Сукачёва большинство его знакомых высказывались крайне позитивно. Никто из них не мог поверить в то, что он совершит такие действия да ещё и из «корыстных мотивов».
«Или я вообще не разбираюсь в людях, или с обществом происходит что-то ужасное. Мы познакомились еще в студенческие годы. Виктор всегда был очень интеллигентным и эрудированным человеком. В любом случае не могу представить его в качестве политически мотивированного и агрессивного террориста. Потому что несмотря на свой огромный рост - почти два метра, и широкие плечи спортсмена-альпиниста, он очень мирный человек. Мне кажется, что никогда, ни с кем не дрался. Он всегда был спокоен, рассудителен, настроен на мирное решение любых конфликтов. И никогда не ругался нецензурной бранью, ибо еще студентом зарекся», — заявил Виктор Пащенко, доцент кафедры политологии ДНУ.
Сразу же после взрывов, а тем более после задержания подозреваемых возникло немало версий произошедшего. Однако, не удивительно, что большинство из них сводились к тому, что произошедшее скорее выгодно нынешней власти.
Тут и усиление силового контроля, оправданное мерами безопасности и работа глав МВД, СБУ, Генпрокуратуры «на камеру» и болезненные этапы подготовки к ЕВРО-2012, отвлечение внимания от темы суда и заключения Юлии Тимошенко.
Возникло множество вопросов и к следствию. На фоне хвастовства о безупречной совместной работе СБУ, Генпрокуратуры и МВД, а также безупречно проведённых ОРМ, некоторые факты, будем говорить прямо, не вызывают доверия.
Прежде всего это касается «игры», организованной с подозреваемыми, в ходе которой последние якобы требовали перечислить 4,5 млн. долларов на банковскую карточку, а потом снимали деньги. Странно, что злоумышленники не предвидели того, что такую сумму денег снимать придётся несколько десятков раз, полностью опустошая банкоматы, из-за чего их легко будет вычислить.
Показательная видеосъёмка оперативных действий, слежки за подозреваемыми также кажется несколько бутафорной. Хотя не факт, что участие в ней принимают именно заявленные подозреваемые, роль которых в произошедшем ясна не до конца .
Экспертам до сих пор не даёт покоя и странное «совпадение» во время всех четырёх взрывов с одновременно проводившимися в пределах городской черты Днепропетровская совместными межведомственными «антитеррористическими» учениями, отрабатывавшими действия правоохранительных органов, спасателей и военных на случай террористической угрозы во время проведения ЕВРО-2012. Днепропетровск, как известно, наряду с Одессой, относился к числу т.наз. «резервных городов» футбольного чемпионата. Так что обстановка была «максимально приближена к боевой», как говорят в таких случаях оперативники.
Нельзя забывать и том, что согласно украинскому законодательству борьба с терроризмом не является исключительной прерогативой СБУ. При этом за случившееся в Днепропетровске поплатился своей должностью только Калинин, известный профессионал своего дела, представителей школы советской «Альфы». Сменил его Александр Якименко, долгое время возглавлявший личную службу охраны семьи Януковича.
Теперь о самом Януковиче. Глава государства на следующий день после совершения серии терактов, срочно прибыв на место ЧП, без особых мер предосторожности преспокойно передвигался по городу, в т.ч. и по открой (читайте «уязвимой») местности. Если верить следствию, преступники в этот момент ещё разгуливали на свободе. Виктор Фёдоровичу нечего бояться? ...Или его предупредили, что можно не беспокоится?
Надо сказать, что якобы устроенные группой политолога Сукачева теракты, были не единственным резонансным преступлением, всколыхнувшим Днепропетровск в апреле 202 года. 14 апреля 2012 года в центре Днепропетровска у собственного дома на улице Гоголя, 1 был застрелен Геннадий Аксельрод, влиятельный местный бизнесмен и один из основателей днепропетровской бизнес-группы «Приват», ставшей теперь полноценной транснациональной корпорацией. Аксельрод и ещё один «приватовец» Геннадий Корбан были наиболее активными из числа днепропетровских предпринимателей, активо противодействовавших перехода Днепропетровщины под контроль «донецких». 17 сентября 2009 года Аксельрод и Корбан вместе пережили утроенный специально для них взрыв в днепропетровском кафе «Пепперони», а 13 октября 2009 года был убит младший руководящий партнёр Корбана по имени Вячеслав Багинский.
«Донецких» на момент совершения серии терактов в области представлял глава ОГА Вилкул, которого также называют креатурой Рината Ахметова. Сукачев долгое время возглавлял команду имиджмейкеров молодого и подающего надежды политика, назначенного сейчас вице-премьером-министром инфраструктуры. Настолько перспективного, что в определённых кругах его уже видят будущим мэром Киева, а политолог Илья Осадчук пишет о запущенном Ахметовым политпроекте по превращению 38-летнего Александра Юрьевича в очередного украинского «Мессию». С прицелом на президентские выборы, о чём догадаться довольно несложно.
«Александр Вилкул продемонстрировал себя как достаточно эффективный управленец», - заявлял в своё время Сукачев.
Если рассматривать инцидент в Днепропетровске как свидетельство «эффективного менеджмента», приведённое в качестве подтверждения своих возможностей и полномочий непокорным бизнесменам из местных, то, скажем прямо, ничего более «эффективного» действительно придумать сложно. Куда уж «эффективнее»! И не только для днепропетровчан, но и для киевлян, харьковчан, одесситов, львовян... И дальше по списку.
О какой там «раздаче» смеялся Янукович?
Олександр ДЕМЧЕНКО sash_demchenko, UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки