MENU

Демократия или демагогия. Как Фейсбук уволил Шкиряка

5622 1

Девять лет назад меня поразила история отставки министра культуры Швеции Сесилии Стего Чило и замминистра торговли Марии Борелиус, пишет в блоге на "Новом времени" Александр Пасховер. Женщины пробыли на своих постах менее двух недель, а затем были вынуждены уйти из-за обрушившейся на них критики. СМИ провели расследование и выяснили, что Чило, как и Борелиус, много лет не платила за телевидение. (В Швеции телевидение финансируется за счет абонентской платы). Кроме того, Чило не декларировала наличие домработницы, а также платила ей черную зарплату. Приблизительно такая же история была и у госпожи Борелиус. Впоследствии министр сообщила, что считает свои действия «неприемлемыми».

Приблизительно за такие же грехи в 2012 году немецкое общество заставило своего президента Кристиана Вульфа подать в отставку. Это случилось после того, как местные СМИ опубликовали сведения о том, что Вульф получил от жены местного предпринимателя заем в 500 тысяч евро на покупку дома, когда возглавлял правительство Нижней Саксонии. Вульф даже пытался воспрепятствовать публикации этого материала через редактора газеты Bild.

После долгих расследований, согласно опросу, 84% немцев выразили недоверие своему президенту, который, кстати, в немецком табеле о рангах имеет относительно несущественные функции - не многим большие, чем шведский министр культуры.

Швеция, как и весь цивилизованный мир, довольно чувствительны ко всякого рода финансовым мошенничествам и темным делишкам.

И вот под якобы шведско-немецкую модель загремел и наш Шкиряк. Но почему же мне так кисло от этой отставки? Потому что она совершена исключительно на эмоциях. Свеженазначенный и.о. министра по вопросам чрезвычайных ситуации, по мнению завсегдатаев соцсетей, не справился с эвакуацией украинцев из трясущегося Непала. И самолет сломался, и гражданская жена, прихваченная в командировку, ниже всяких похвал.

Фейсбук отреагировал мгновенно. Проклятия и возмущения по поводу «облико морале» и профессиональной подготовки Шкиряка неслись со всех уголков необъятной Сети. Мало кто пытался разобраться в глубине вины Шкиряка. Соцсети подменили собой и общественное мнение, и товарищеский суд, и прокуратору, и немножко Святую Инквизицию.

Я не хочу защищать Шкиряка или нападать на него. Есть поводы его критиковать, есть поводы благодарить. (Лично мне прошлым летом, когда я работал в качестве журналиста в зоне АТО, он помог, чем мог).

Меня пугает не столько влиятельность фейсбукообщества, сколько чувствительность власти к количеству лайков под каждым эмоциональным постом или фотожабой. (Не всей власти, у некоторых порог чувствительности все еще высок, и я теперь думаю, что, возможно, это не так уж и плохо).

Вся эта псевдогражданская эрудиция в итоге приведет к параличу управляемости. Например, так Украина потеряла двоих, как на мой взгляд, достойных (не самых лучших, но и не худших) чиновников государственной фискальной службы - Игоря Билоуса и Анатолия Макаренко. Мы еще вспомним этих бюрократов, когда увидим, кто пришел на их место.

Мне думается, что некоторым во власти все-таки стоит быть немножко более толстокожими, когда речь идет о соцсетях. Это же не пресса: здесь никто не проводит расследований, мало кто разбирается в сути и истории вопроса. Это спор на темпераменте. Без фактов, без аргументов и ответственности за результат. Мерилом успеха становится число лайков и перепостов.

В таких случаях я часто привожу свой любимый отрывок из Библии:

«Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Библия, письмо Павла к Галатам 5:15).

Александр ПАСХОВЕР


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини