MENU

Мы обрели независимость, но не построили крепкую государственность

4995 2

Помню, как в 2002-м году в степном Крыму один татарин специально принес мне газету. Возмущенно он зачитывал целые строки из газетного листа и почему-то именно меня - того, кто приехал с материка - спрашивал, почему Украина ничего не сделает, чтобы такие газеты закрыть. «Это же унижение!» - говорил бедный мужчина.

Газета была не просто пророссийской, а радикально шовинистической, и зачитанные строки не намекали, а призывали к свержению государства Украина. Я не нашелся, что ему в то далекое время глубокой кучмовской эпохи ответить. Мало ли что и кто пишет? А ровно через год произошла история с Тузлой. Запомнились мне глаза того крымского татарина, который вернулся с семьей из Казахстана и апеллировал ко мне, как к человеку с общими взглядами. Тогда я понял, что, несмотря на то, что Украина сделала очень важный шаг - дала возможность крымским татарам вернуться на свою Родину, нашему государству не хватило духа окончательно сцементировать украинско-татарский фронт против агрессора. А Россия уже тогда была именно агрессором, который звериными клыками царапал и кусал нашу государственность.

18 мая - День депортации крымских татар со своей земли, который и сейчас многие из них отмечает вне родного Крыма. А все потому, что было сделано все для того, чтобы наступил день, когда народ мог вернуться домой, и дом этот не был укреплен, не был защищен. Враг там все равно царил. Вот и теперь в Крым из Украины едут эшелоны фур с продовольствием, а в самом Крыму сформирован мощный российский военный потенциал, который шилом упирается в наш бок. Мы торгуем с этим врагом, в то время как он размахивает лезвием перед нашим горлом.

Судя по всему, и сейчас нам не хватает чего-то для того, чтобы дожать до конкретного результата нашу победу. А полупобеда - это стратегически гарантированное поражение. Мы обрели независимость, но не построили крепкую государственность. Мы сделали первый Майдан и, поверив лидерам, не дожали, а наоборот сами разбрелись в поддержке бывших соратников с «оранжевой» сцены. Сами стали антагонистами, инструментами в расшатывании общей лодки. Мы - украинский народ - победили в Революции достоинства и снова «зависли».

Первая волевая волна добровольцев частично осталась в земле Донбасса, а частично уже демобилизовалась. Волонтерское движение частично утихает (их духу так же нужны победы, как и солдатам!), частично превратился в бизнес (волонтерами сейчас себя называют и те, кто на зарплате), частично держится на энтузиастах, которых все меньше. А значит, столпы нашей обороны - добровольцы и волонтеры - понемногу шатаются. На улицу Крещатик в День Европы выходят странные старцы с наспех, с ошибками нарисованными плакатами и просьбой их почему-то не снимать.

Они протестуют против тарифов и по всему видно, что митинг их - искусственный, и это лишь доказывает, что есть силы, которые работают в этом направлении и готовят фон для критического общественного возмущения. В этот же субботний день 16 мая, который должен был стать праздничным, происходит ряд празднеств и флешмобов даже с участием танцующего мэра. Но настоящим символом Дня Европы стало прощание на Майдане с погибшим бойцом «Айдара» Алексеем Сапожниковым. Слезы - вот пока что цена нашей недопобеды. Чего-то нам еще очень не хватает. Дефицит чего у нас отнимает окончательную победу?

В воскресенье во время мероприятий ко Дню памяти жертв политических репрессий, Президент сообщил, что более 100 тысяч украинцев были уничтожены сталинским режимом. На днях он подписал Закон о декоммунизации и было принято решение избавиться от советской символики.

Постепенно Украина смывает с себя пятна советского прошлого, но настоящий государственный щит мы пока не приобрели. Нас продолжают бить в бок и в спину. Именно поэтому не стоит закрывать глаза на появление Нестора Шуфрича в столице с георгиевской лентой на праздновании Дня Победы. Можно сказать, что это знак - поднимать головы, а значит сунуть Украине шило в ребро. Мы забываем, что двери в Батурин Меньшикову в свое время были открыты изнутри, а приходу советских войск в Украину в начале ХХ-го века предшествовал раздор, провокации и тлеющая, привнесенная извне война.

19-летняя девушка попадает в столичное СИЗО. Начинается волна протестов - патриоты заступаются за юную солдатку, бойца «Айдара», которую обвиняют в сговоре с якобы убийцами правоохранителей в Киеве, бывших «беркутовцев». Картинка дополняется ничем иным как фото с «зигами» этой же контуженной в бою Виты Заверухи. Патриоты - «Айдар» - «беркутовцы» - убийство - «зиги». Ни что не намекает на типичный сюжет для LifeNews? А это всего лишь эпизод, так сказать, для расшатывания определенной прослойки. Теперь информационно изолированным от украинских СМИ луганчанам можно как-то объяснить, для чего гаубицы палят из Луганска по Счастью - там «Айдар», там «зигуют» и убивают «беркутов». Ну а стоять в бою «айдаровцам» вместе с милицией, которая, как было заявлено в массе интернет-сообщений, якобы пытает в СИЗО их боевую сестру, совершенно неприемлемо. Убежден, существует угроза появления еще одних трупов милиционеров или добровольцев. Будут еще рассказы о пытках в СИЗО и «зигующих» «бандеровцах». Вспомним странные смерти милиционеров во время Майдана, которые в определенной степени послужили поводом для создания водораздела между правоохранителями и майдановцами. Я уже не говорю о непонятном факеле, который еще в начале Майдана влетел в гостиницу во время факельного шествия.

Еще одной фамилией, которая на днях попала на уста спикеров телешоу и в колонки журналистов, стал Саша Боровик, покинувший правительство. До этого грамотный, профессиональный, но почти незаметный Боровик, как-то не запомнился публике. Конечно, это не уменьшает веса профессионализма бывшего секретаря Вацлава Гавела. Что же нужно сделать для того, чтобы вас услышали? Громко хлопнуть дверью. С обратной стороны. И вот его страницу разрывают пользователи Facebook на цитаты и ссылки, а некоторые издания посвящают интервью с ним целые полосы. Даже Слава Рабинович разразился эмоциональной оценкой украинского правительства, словно знамя, показательно подняв имя Боровика - мол, «ну, если уж Боровик увольняется» и рассказывая о его «уровне и калибре». «Боровик должен разговаривать с Айварасом Абромавичусом и Арсением Яценюком на равных, а не быть одним из подчиненных», - заявил российских финансист Рабинович. То есть заместитель министра должен разговаривать с премьером на равных, а не быть одним из подчиненных? При всей критике правительства, что-то здесь не так. Что уж говорить об упомянутых политических ток-шоу, где заместитель министра превращается в телезвезду. И тут вспомнилось, что это уже далеко не первые увольнения. Что увольнения эти имеют под собой систему, и каждый из тех, кто покинул правительственный корабль, объяснял свой шаг одним - в этой стране невозможно осуществлять реформы.

Оказывается, командиры лодки лишь декларируют изменения, а на самом деле система устроена так, что правительственные чиновники не имеют доступа к реальным рычагам. Эти чиновники, выступая на телешоу, жалуются на то, что у них не хватает полномочий и кадров, а почетные гости в студии лукаво улыбаются, слушая такие наивные объяснения. Неужели действительно кто-то садился на эту лодку для того, чтобы что-то в ней менять? Для общества этот вопрос также не решен. Гарвардская наивность или пиар-расчет? Простые украинцы этого не знают и мало кому верят. Они знают одно - реформы не только не завершены, они не начаты. Бремя долгов правительство перебросило на граждан. А такие отставки заместителей, которые выносят на всеобщее обозрение внутренние недоразумения, превращаются в информационное облако, которое с каждым днем разрастается в глыбу. Властный механизм ржавый и инертный к эволюционным изменениям. Простые люди доказали, что умеют жертвовать и воевать, им сложно понять, почему власть - это даже не орган, а отдельный, оторванный от общества организм. Организм, живущий по своим законам и принципам, перемалывающий все, что в него попадает, или выбрасывающий как инородное тело. Простые люди погибали под небом столицы, лезли под танки в Дебальцево, отдавали последние деньги для того, чтобы солдат мог изношенные кроссовки заменить на берцы. Они приближали на Майдане сначала День Европы, а затем на Донбассе День освобождения от оккупации как могли. И все это для того, чтобы упереться в субботнее заявление Президента на рабочем совещании о том, что «начинать диалог о модальности проведения местных выборов на Донбассе можно только после полного прекращения огня и отвода тяжелой техники, верифицированного ОБСЕ». Разговоры о местных выборах на Донбассе - это еще одна наивность или игра с пороховой бочкой? В таком случае неуклонно приближается другой день - день, когда эта бочка взорвется. Мы живем в стране, где даже шовинистическая газета в 2002 году попадает в руки крымского татарина случайно и в конце концов загорается пламенем войны. Вопрос только во времени.

Валентин ТОРБА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини