Была ли та война для украинцев Отечественной?
22 июня 2015 года во многих городах Украины, в том числе и в столице, официально отметили День скорби и чествования памяти жертв войны, установленный указом Леонида Кучмы от 17 ноября 2000 года № 1245/2000 «с целью всенародного чествования памяти сыновей и дочерей украинского народа, павших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., их подвига и жертвенности». Такой вот ребус: теперь в Украине два официально установленных дня, когда почитается память павших в войне: установленный новой властью после Революции достоинства с учетом Европы и установленный режимом Кучмы с учетом России, где уже властвовал Путин...
С моей точки зрения, чествование 22 июня памяти жертв войны - это вполне нормально для имперской России и абсолютно ненормально для демократической Украины. Ведь Украинцы вступили в мировую войну не 22 июня 1941 года, а утром 1 сентября 1939 года, когда более ста тысяч жолнежей-украинцев с Волыни и Галичины в составе Войска Польского встретили огнем немецкие танки и пехоту, а на Львов, Луцк, Сарны и другие города и железнодорожные узлы посыпались бомбы с самолетов Люфтваффе. С того утра украинцы непрерывно воевали с нацистами и их союзниками в составе разных армий и движений Сопротивления целых шесть лет без всякой паузы, без «выходных», на всех фронтах и на всех океанах. До знаменательного 2 сентября 1945 года. До этого сержант Михаил Стренк вместе с боевыми побратимами водрузил американский флаг над островом Иводзима, а маршал Родион Малиновский молниеносно провел свои танки и мотопехоту через Гоби и Хинган, поэтому Япония вынуждена была прекратить войну, и генерал Кузьма Деревянко от имени СССР подписал акт о ее капитуляции.
Еще раз повторю: украинцы, в отличие от россиян, французов, британцев, американцев и многих других наций, прошли Вторую мировую войну от первого до последнего дня, поэтому до 22 июня 1941 года и украинцы-военные, и гражданские украинцы, и бойцы Движения Сопротивления понесли в этой войне большие потери. Поэтому если нужен еще один день памяти жертв войны и героев борьбы с нацизмом, то это должно быть 1 или 2 сентября, а не 22 июня - дата начала военных действий между двумя краснознаменными тоталитарными режимами. Тогда не будет разделения павших украинцев на «первый сорт» - тех, кто пал «за Сталина», и на «второй сорт» - тех, кто пал, сражаясь против Гитлера и Ко.
Понятно, почему этот день в таком формате установил когда-то Кучма, оглядываясь на Путина, но почему инерция кучмизма тянется по сей день?
Это первое замечание, а второе - почему мы до сих пор употребляем сталинский термин «Великая Отечественная война»? Ведь эта война для украинцев в действительности никогда не была такой?
И это не мое субъективное мнение, а объективный факт.
Обращали ли вы внимание на то, что в советском довоенном фильме «Трактористы», по идее призванном показать будни трактористов-украинцев, которые готовятся стать танкистами будущей победоносной войны с «мировым капиталом», герои поют «Розпрягайте, хлопці, коні» (народную) и «Гремя огнем, сверкая блеском стали...» (современно-политическую)? И что из довоенных украинских советских песен трудно вообще вспомнить что-нибудь мелодичное и выразительное, кроме разве что «Уперед полком єдиним більшовицька сила йде»?
Это перед войной. А вот и война. В 1939 году написаны «Суоми-красавица» и «Белоруссия родная, Украина золотая...», в 1940-м - «Смуглянка-молдаванка», а весной 1941-го - «Вставай, страна огромная...» и «Я уходил тогда в поход...». Все это выразительные (и по музыке, и по тексту) песни, написанные талантливыми российскими авторами. Ну а где-то с осени-зимы 1941 года, когда Вермахт подошел к Москве и осадил Питер, появилось настоящее созвездие блестящих, порой гениальных песен - от задумчивой, трепетной лирики наподобие «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...»- и до гордой констатации победы: «Едут, едут по Берлину наши казаки». Таких песен если не множество, то очень много. Их пишут, конечно, профессиональные поэты и композиторы - но кто они если не медиаторы народного мелоса и народной души? Иначе эти песни не жили бы и по сей день в российской культуре, ведь в них правда о войне, которая для кого-то действительно казалась (и была!) Отечественной. А то, что она одновременно была и сталинско-захватнической (вспомним песню со словами: «Я три державы покорил»), не вызвало диссонанса в душах россиян.
А что же Украина?
А песенная Украина ответила молчанием. Кроме разве что невольничьих песен, сложенных девушками-остарбайтерами. И кроме написанных по заказу «директивных органов» произведений, которые изначально не были народными и никогда не пелись людьми по доброй воле. Это уже потом, через двадцать лет, появились, с моей точки зрения, гениальные «Степом, степом...» или «Батьку, ми ровесники з тобою, батьку...» - собственно, песни скорее антивоенные, чем военные (которые актуализированы ныне войной против России и ее прислужников на востоке Украины). Поэтому фактом является своеобразное «молчание души» одного из самых поющих в мире народов в течение войны, которую нам подают как «Отечественную». Вместе с тем лучшую песню об Украине на войне во время самой войны - «Ой, Днипро, Днипро...» - написали два московских автора, композитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский. Написали, не отсиживаясь в Ташкенте - Фрадкин с 1939 по 1944 год служил в Красной армии, а Долматовский в августе 1941 года попал в окружение под Уманью, был взят нацистами в плен, бежал и несколько месяцев шел по немецким тылам к линии фронта, тогда был уже за Харьковом, так и получилась такая искренняя, действительно душевная песня...
Может, в Украине отсутствует традиция песенного реагирования на политические события? Вовсе нет. «Шалійте, шалійте, скажені кати» или «Вічний революціонер» - до 1917 года; целый ряд песен времен освободительной борьбы (в большинстве своем были переделаны под «верное» содержание и пелись с русскими текстами), наконец, вспышка песенно-политической лирики конца 1980-х.
Так что же, Украина в той войне вообще молчала? Нет. Действительно народный голос - это, вслед за стрелецкими песнями периода 1914-21 гг., песни воинов Украинской повстанческой армии. Речь идет о разноплановых - производных, торжественных, лирических, мемориальных - песнях. Этот голос во времена Кучмы звучал словно из подполья, а затем в полную силу звучал в 2004-м и 2013-14 гг. Эти песни до сих пор не являются музейными экспонатами - «Лента за лентою патрони подавай...»
Поэтому, на мой взгляд, пора перестать выполнять указы прошлого, время думать собственным умом - и опираться на мудрость украинского народа...
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки