New Europe: В России плохо… Но хорошо ли от этого Украине ?
Лидеры ЕС объединились, демонстрируя позицию силы в отношении России - 22 июня было принято решение о продлении на полгода действия экономические санкции. В ответ Москва на год продолжила свои контрсанкции - эмбарго продовольственных товаров из Европы, так сказать, «соблюдая принцип взаимности». До сих пор в отношении российско-украинского кризиса Евросоюз придерживался подхода «открытых дверей», обещая Москве, что если она одумается, разоружится и отведет свои войска из Украины, то санкции будут сняты. В то же время, еще в апреле, Жан-Клод Юнкер, председатель Европейской комиссии, в некоторой степени развеял страх Украины по поводу грозящего ей экономического краха, говоря: "вы продолжите реформы, мы продолжим оказывать вам поддержку", или, другими словами : «следуйте нашему примеру и советам, и все будет хорошо». Но оказалась ли эта логика полезной для Украины? Данные довольно противоречивы, однако в своем большинстве первоначальные выводы далеко не радуют.
Страсти в Украине
Больше года прошло с тех пор, как Брюссель взял на себя обязательства помочь Украине в решении ее проблем. Однако до сих пор положение Киева остается крайне неустойчивым.
Экономика страны болезненно переживает незаконный захват территории Крыма и войну на востоке страны. До сих пор сильны опасения, что сепаратисты, непрерывно и нагло нарушающие вторые Минские соглашении, подписанные при посредничестве Германии, Франции, Украины и России, пойдут на масштабное военное обострение. Государственная казна сокращается с каждым днем. Содержание армии обходится стране в баснословные $5 - $ 7 млн. в день.
Несмотря на то, что после рассмотрения ситуации с погашением задолженности, чтобы помочь Украине остаться на плаву, международные кредиторы направили в Украину нескольких пакетов финансовой помощи, в целом в 2014 году страна получила всего лишь $ 1 млрд. Министр финансов Наталья Яресько в течение нескольких месяцев безуспешно работала над тем, чтобы добиться от держателей облигаций списания долгов, приводя в качестве аргумента, в частности, утверждение, что осуществления структурных реформ не будет достаточно для того, чтобы вновь привести страну в рабочее состояние. Сумма необходимого для поддержания экономики страны финансирования в течение ближайшего четырехлетнего периода составляет $ 40 млрд.
Между тем, болезненно жесткие экономические реформы, проведения которых требует «Тройка» - Еврокомиссия, МВФ и Европейский центробанк - оказали значительное негативное влияние на экономику страны: темпы инфляции в этом году взлетели до 46%, в то время как ВВП снизился на неожиданные 9%. Государственный долг страны вырос до 10% от суммы ВВП, а инвесторы бежали с рекордной скоростью, оставив страну без иностранных инвестиций, необходимых для развития и укрепления экономики. Цены на газ для населения увеличились в четыре раза, что привело к тому, что многие украинцы теперь не в состоянии оплачивать свои счета.
На фоне непрекращающегося военного конфликта, выгод, ожидавшихся от введения болезненных реформ по либерализации, получить не удалось. Например, американская компания Chevron вышла из проекта разработки и добычи сланцевого газа на западе Украины, по которому должна была принести в $ 10 млрд. инвестиций, из-за проблем с нормативной базой и разочарованием в провальных попытках Киева изменить налоговое законодательство. А в июне компания Shell объявила о закрытии своего сланцевого проекта в Украине по соображениям безопасности.
Эти два крайне негативных экономических события катастрофическим образом опустошили инвестиционный портфель Украины, которая бьется из всех сил в поисках иностранных инвесторов и попытках организовать приток капитала. Между тем, демонстративная война Порошенко против олигархии, как часть планов по реформированию страны, может оказаться всего лишь ширмой для проведения смены власти в Украине.
Как заметили в американской частной разведывательно-аналитической компании «Stratfor», пресловутый план реформирования "был разработан, в частности, для того, чтобы предоставить некоторым олигархам, включая самого Порошенко, возможность перераспределения активов".
После того, как Игорь Коломойский был отстранен с губернаторской должности из-за своей ссоры с Порошенко, предположения такого рода кажутся все более правдоподобными.
Действительно, последние атаки правительства на активы украинского газового и химического магната Дмитрия Фирташа, в частности конфискация 500 миллионов кубических метров газа из хранилищ «Укртрангаза», принадлежащего группе Фирташа-Левочкина «Ostchem», наряду с новыми угрозами отобрать его химические активы для оплаты долгов государству, вызывают опасения, что политика Киева может быть продиктована олигархическими интересами. В то время, как в Украине удерживается крайне высокий уровень безработицы, жесткий подход правительства может в конечном итоге разрушить индустрию, которая создает рабочие места и приносит средства в казну.
Такие действия заставляют нервничать потенциальных инвесторов, которые боятся слухов, что в Украине бушуют враждебные поглощения и чрезмерное вмешательство правительства.
Правильно ли надеется на то, что в России все будет плохо?
Что касается России, хотя согласованность западных санкций и спад мировых цен на нефть, несомненно, оказали негативное влияние на ее экономическую ситуацию, для получения более ощутимого результата в стараниях пробить брешь в экономике, мощь которой исчисляемой триллионами долларов, необходимы более серьезные меры.
Несмотря на понижение в начале 2015 года кредитного рейтинга России до статуса нежелательного и истощение ее валютных резервов на 130 млрд. долларов вследствие попыток сдержать рубль от падения, Всемирный банк сообщил, что Россия в настоящее время "начинает поправляться" и ее экономике в 2016 году, возможно, удастся вернуться в зеленую зону . 15 июня на фоне более низких показателей инфляции и стабилизации рубля, Центральный банк России объявил о новых сокращениях процентной ставки от 12,5% до 11,5%, что можно назвать знаком пробуждения экономики.
В этом году международный экономический форум Санкт-Петербурга, своего рода российский аналог форума в Давосе, посетили ряд нефтяных и газовых магнатов Европы. Если говорить о реальной действенности предпринятого в отношении России санкционного режима, стоит обратить внимание на тот факт, что компанией British Petroleum был подписан контракт с Россией стоимостью $ 750 млрд. на приобретение у государственного гиганта «Роснефти» 20% акций сибирского нефтяного месторождения. По существу, этот договор обеспечивает российскому нефтяному гиганту косвенное финансирование проектов.
В свою очередь и Shell, и E.ON, и OMV подписали соглашение с Газпромом о расширении газопровода «Nord Stream», ясно давая понять, что независимо от того, введены санкции, или нет, они, как крупные экономические игроки, в России останутся.
Несмотря на то, что другие американские компании в значительной степени были вытеснены с российского рынка из-за суровости предпринятых США санкций касательно Арктики, глубоководных исследований и разведки сланцевого газа, условия ЕС позволят российским компаниям продолжать работать по уже существующим проектам, оставляя американские компании в рыночном проигрыше.
Если отложить вопрос нефти и газа в сторону, эксперты сходятся во мнении, что инвестирование в российскую экономику остается весьма прибыльным, хотя и сопровождается высокими рисками. С точки зрения товаров и услуг, - сферы, которая также находится под действием санкций, иностранные и российские предприятия для налаживания сотрудничества в новых условиях находят обходные пути, такие, как " маршрутизация некоторого экспорта в Россию через третьи страны, не имеющие отношения к санкциям".
Экономические ограничения, вместо того чтобы повлиять на действия Путина в Украине, подтолкнули российского президента на углубление связей с Китаем и Бразилией. Такой разворот, в будущем, возможно, послужит одной из причин отмены санкции.
Итак, складывающаяся ситуация говорит о том, что ЕС на данное время не в состоянии изолировать Россию в достаточной степени, чтобы вынудить ее изменить свое поведение.
В Украине болезненно жесткие экономические меры, проведения которых требует ЕС, не имеют положительного эффекта, подавляя экономику и непреднамеренно создавая благоприятные условия для изменения структуру власти в стране.
По словам бывшего сенатора США Билла Брэдли, каждый игрок играет свою роль в украинском кризисе : «Россия виновата в том, что воюет с Украиной. США и Европа, в том, что пытается приблизить Украину исключительно к западным структурам, в частности, к НАТО. И сама Украина виновата в том, что не пользовалась имевшимися в ее распоряжении возможностями в течение последних 20 лет ". Все державы, в конце концов, должны научиться работать вместе в интересах правительства Украины, укрепления ее экономики и создания в стране нейтральной буферной зоны.
Для полной реализации вторых Минских соглашений и восстановления территориальной целостности Украины, Европейский Союз должен и впредь проводить планомерную работу как с Москвой, так и с Киевом. Стратегия изолирования России принесет больше плодов, если Украина станет сама за себя нести ответственность.
По словам Лесли Гелба, почетного президента Совета по международным отношениям, Запад должен выстраивать связи с Россией в целях обеспечения свободы и независимости ее соседей, в том числе Украины.
Западные державы должны работать над своими отношениями с Москвой, чтобы воплотить в конечном итоге идею существования военно- нейтральной Украины с сильной и процветающей экономикой, а не держать при себе страну, которая будет «крайней» в ссорах между Востоком и Западом.
Перевод: Андрей Сабадыр
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки