Копать отсюда и до обеда. В армию возвращается "совковая" система
В армию возвращается "совковая" система: начальник опять - небожитель, а боец - бесправное забитое существо.
Для большинства солдат служба в армии - неиссякаемый источник воспоминаний. У многих даже более яркий, чем десятилетия гражданской жизни. Постепенно погружаюсь в этот сумрачный мир срочной службы с ущербной логикой: "Как меня там били, Вован! Целый день на посту прячешься, вечером нашли, ребра посчитали... Какое время было классное! Скучаю!" (здесь и дальше - замена матерных слов на литературные аналоги).
Насколько я понял из рассказов о советской и постсоветской армии, существовали либо отношения по уставу, либо "дедовщина". В обоих случаях командирский состав практически устранялся от работы с солдатами - "деды" выполняли и карательную, и воспитательную, и образовательную функцию.
Система за долгие годы работы стала стрессоустойчивой: в стране уже шла АТО, а срочники в "Десне" по ночам упражнялись под кроватью с зажигалками.
Но если о советской "дедовщине" отзываются в основном негативно (многие люди 45+ здоровье в армии потеряли: "повiдбивали нирки - по 3 мiсяця безперервного знущання"), то об украинской большинство бойцов 25+ отзывается позитивно.
Еще год назад многим казалось, что совковая армия отступает, и общая угроза всех сплотила: все начальники и бойцы - на равных, не гнушались общей тяжелой работы и не требовали уставной формы/обращений.
Возможно, это даже чрезмерное панибратство было вызвано малым числом бойцов и ценностью каждого. А может, такое единение было способом противопоставить себя аморальным и чудовищным преступлениям с той стороны фронта. Я этого уже не застал - по мере того, как ситуация на фронтах успокаивалась, все возвращалось на круги своя.
Сейчас совковая система вернулась окончательно: опять начальник - олимпийский небожитель с почти неограниченными правами полувоенного времени, а боец - бесправное забитое существо, ищущее возможности уменьшить на себя нагрузку и снять стресс алкоголем.
Согласно совковому подходу, "солдата нужно занять, копать отсюда и до обеда" - именно такими, зачастую абсурдными заданиями и занято в это полувоенное время большинство мобилизованных.
У нас время сжирается в патрулях и уборках. А из боевой подготовки только стрельбы - ФИЗО не вводится, ведь от нагрузок все хронические болячки разложат подразделения по госпиталям!
Люди из нашего подразделения жалуются, что "на срочке так не вкалывали". "Чтобы я на срочке ямы для туалетов копал и траву косил?!", "На кухню не пойду - руку себе порежу", "Полы мыть не буду, строить себя как срочника не дам - у меня кум в Генштабе, он этих начальников "опустит". Пьянство - это, в том числе, и форма протеста против неадекватной загруженности.
Нашим самым высоким начальникам надо понять, что у армии, как у страны, нет другой альтернативы, как демократия и верховенство права, т.е западный путь развития.
В армейском плане - это стандарты НАТО, инструкции на каждый и боевой, и тыловой случай. У нас, нашего подразделения, сейчас есть несколько инструкций: на случай обстрела, на случай нападения на блок-пост, на случай эвакуации. Есть инструкции по несению службы в патруле.
Вроде достаточно, но сценариев еще много, и мы (я) не уверены, что и по существующим нормально отработаем.
Не налажена нормальная система подготовки - надеюсь, инструктора Яворова скоро нас "перекуют".
Но повторюсь - ситуация переломная: "верхи не могут, низы не хотят". И с мобилизованными можно попробовать систему сломать: с нами и по уставу жить невозможно, и "дедовщина" отсутствует, и к новым стандартам мы подойдем с пониманием. Куда качнется наша армия?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки