The Wall Street Journal: Путин в Сирии использует украинский сценарий
В Сирии российский президент Владимир Путин пытается применить страницу украинского сценария, заставляя Запад напряженно гадать о своих планах при помощи военной хитрости, которая называется в России "маскировка" или "камуфляж.
В прошлом году Путин тайно послал в Украину российскую армию, которая отбила наступление украинских правительственных войск и принесла пророссийским сепаратистам наиболее благоприятные условия мирного урегулирования. Сейчас он повторяет этот гамбит в Сирии: поддерживает сирийского президента Башара Асада, своего союзника, и добивается для Кремля центральной роли в принятии решений о будущем Сирии.
В среду Россия усилила атаку на противников Асада, обстреляв Сирию ракетами с кораблей в Каспийском море. Представитель США в штабе НАТО заявил, что Россия создала в Сирии сухопутное подразделение размером с батальон, которое оснащено для более масштабных миссий, чем просто защита расположенной там российской военной базы.
Российской военной кампании, начавшейся неделю назад, предшествовали опровержения со стороны Кремля. Сосредоточение военных самолетов в Сирии, заметное на спутниковых снимках, кремлевские чиновники объясняли всего лишь продолжением поставок военной техники сирийскому режиму
Это укладывается в шаблон, использованный на Украине. Когда хорошо вооруженные люди в зеленом камуфляже без опознавательных знаков - явно профессиональные военные - появились в прошлом году в Крыму, Кремль настаивал на том, что это просто силы местной самообороны. Впоследствии Путин признал, что «зеленые человечки» были российскими солдатами.
Когда позже Запад и Украина в один голос заявили, что российская армия в Восточной Украине остановила наступление правительственных войск, российские чиновники ответили, что это были добровольцы. Москва продолжает отрицать, что направляла какие-либо войска или вооружение на Восток Украины.
И теперь, воюя в Сирии, Россия заявляет, что, координируясь с режимом Асада, нацеливает свои авиаудары исключительно на Исламское Государство и другие «террористические» группы. Но наращивание сил последнего времени вызывает опасения, что Россия, возможно, готовит наземную операцию - или даже экспансию в соседний Ирак.
В конце прошлого месяца в интервью американскому тележурналисту Чарли Роузу, отвечая на вопрос, является ли его целью спасение режима Асада, Путин ответил: « Это правда. Так оно и есть».
В среду после бомбардировки с военных кораблей, Путин сформулировал свои конечные цели более ясно. Чтобы решить конфликт в Сирии, сказал он, необходимо враждующие стороны посадить за стол переговоров.
«Конфликты такого типа должны заканчиваться путем разрешения политических вопросов»»,- сказал он.
Остается непонятным, как, собственно, Россия планирует посадить воюющие стороны за стол переговоров. Путин заявляет, что поддерживает идею попытки объединить усилия войск Асада и соединений «здоровой оппозиции» против Исламского Государства - эту мысль он озвучил в разговоре с президентом Франции Франсуа Олланд на встрече в Париже в пятницу.
Пресс-секретарь французского правительства отрицает, что президент Олланд поддержал какое-либо предложение такого рода.
Представители американских властей сообщают, что Россия преднамеренно атакует группировки так называемых «умеренной» оппозиции, поддерживаемой ЦРУ, а это вызывает опасения, что усилится конфронтация между Вашингтоном и Москвой.
Гражданская война в Сирии, в которую на стороне Асада вступила и Россия, длится уже 4,5 года. Потерянная Асадом часть страны давно превратилась в лоскутное одеяло из контролируемых различными оппозиционными группировками территорий. Большинство из нескольких десятков авиаударов, совершенных за первую неделю российских бомбардировок, ударили по районам, где ИГИЛ нет.
Россия не наносит удары с подавляющей силой, которая бы принесла Асаду полную победу, - так было и в прошлом году, когда российское оружие помогло сепаратистам на Восточной Украине продвинуть линию фронта, но не наступать до Киева.
Москва хочет гарантировать, чтобы ситуация в Сирии была урегулирована на российских условиях, - считает Николай Кожанов из Московского центра Карнеги. - Россия хочет укрепить линию фронта и подорвать боеспособность оппозиции. Занять всю страну не является приоритетной задачей.
Вмешательство России стало первым за несколько десятилетий случаем, когда она перебросила вооруженные силы далеко от своих границ. Она также осуществляет военные действия, которые не пробовала вести раньше: точечные авиаудары и удары с моря за пределами прямой видимости
«Задачей русских является сместить линию фронта и стабилизировать оборону Асада, - считает летчик ВМС США в отставке Крис Хармер. - У России нет стратегии завершения операции. Пока Асад находится у власти, российским ВВС придется его защищать».
В настоящее время Российские власти настаивают, что не будут посылать наземные войска в бой. Прозвучавшее на этой неделе предложение депутата Госдумы о том, что Кремль может официально разрешить «добровольцам» участвовать в сирийской войне - тактика, которая была использована в Украине- было быстро отклонено правительством.
В российском правительстве также утверждают, что не имеют планов начала военных действия в Ираке, по крайней мере, без официального запроса со стороны Багдада, подобного тому, который был получен от президента Асада.
Некоторые аналитики утверждают, что Россия не жаждет большой иностранной авантюры, поскольку помнит, как Москва на десятилетие увязла в Афганистане в 1980-е
Опрос общественного мнения, проведенный в середине сентября Левада-Центром, показал, что лишь 14% россиян одобряют военную интервенцию в Сирии.
«Опросы отражают опасения простых россиян о том, что война в Сирии будет продолжаться и продолжаться», говорит Владимир Сотников, старший научный сотрудник «Института восточных исследований» РАН.
Оригинал на The Wall Street Journal
Перевод: Андрей Сабадыр
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки