Все тот же вкус. Харьковский электорат снова проголосовал за лавочки и стабильность
Выборы в местные органы власти раньше проходили в Украине практически незаметно. Но недавние изменения в Конституции и закон о децентрализации сделали выборы 25 октября 2015 года едва ли не более ажиотажными, чем прошлогодние парламентские. Граждане выбирали депутатов областных и городских советов, а также мэров. Согласно новому закону, в советы могли баллотироваться партии по пропорциональной системе с открытыми списками, поэтому битва была главным образом между партиями.
Я приехала в Харьков, чтобы наблюдать за ходом избирательной кампании. Перед выборами почти никто не сомневался, что кресло мэра останется за действующим главой горадминистрации Геннадием Адольфовичем Кернесом, но была надежда, что будет хотя бы второй тур. Интересно, что Кернес баллотировался от финансируемой днепропетровским олигархом Игорем Коломойским партии "Видродження" - чтобы мэр не ассоциировался с одиозным Оппозиционным блоком, прямым наследником Партии регионов.
Парадокс украинской власти заключается в том, что чем дольше мэр находится у власти, тем прочнее он обрастает админресурсом, позволяющим ему оставаться на должности еще дольше. Тем более что успешная тактика Геннадия Адольфовича "и вашим и нашим" создала ему имидж чуть ли не единственного спасителя региона от "ХНР", а роковой выстрел, приковавший его к инвалидному креслу, и подавно возвел в статус мученика.
Билборд в Харькове после покушения на Кернеса
Другие аргументы избирателей в пользу Кернеса - это масштабная реконструкция городского парка Горького, чистота в городе и пресловутые лавочки. Все это, разумеется, рассчитано на неискушенный электорат. К примеру, муниципальный транспорт в Харькове в ужасном состоянии, 57 троллейбусов и 10 трамваев, полученные мэрией в лизинг, пришлось вернуть (хотя за них уже было выплачено более 52 млн гривен - около 2 млн долларов, и эти деньги тоже были потеряны), подъезды не ремонтировались вообще никогда. О состоянии коммунальной собственности я сужу даже по избирательным участкам: большинство выглядело так, как будто в последний раз их открывали в 80-е и с тех пор время в них остановилось. Хотя за последние полтора года Харьков стал фактически прифронтовым городом с развитым волонтерским движением, волонтеры жаловались на отсутствие помощи от городских властей, в том числе и в размещении вынужденных переселенцев.
Кроме этого, Кернес уже более года проходит как обвиняемый по делу о похищении и пытках харьковских активистов Евромайдана. Несмотря на то что суд проходит в соседней Полтавской области, чтобы избежать давления на судей, заседания постоянно переносятся под всевозможными предлогами, и решения по делу все еще нет. Также его деятельностью недовольны местные предприниматели, утверждающие, что размеры коррупции в городе чудовищные, идет беспрецедентный "дерибан" коммунальной собственности и отжатие успешных бизнесов. Например, идут суды с фирмой "Цифрал-сервис", которая установила и обслуживала домофоны в многоквартирных домах, пока коммунальная служба не заявила, что отныне все домофоны принадлежат ей, и попыталась получать деньги за обслуживание с жителей.
Отдельного упоминания заслуживает избирательная кампания действующего мэра. Из фактов, известных мне: был подкуп избирателей, пенсионерам выдавали бесплатно лекарства в аптеках от фармацевтической фабрики "Здоровье", одним из акционеров которой считается Геннадий Адольфович. Или потрясающий образец манипулятивной технологии - листовка "вкладыш в паспорт", где "по-другому заполненный бюллетень считается недействительным!"
Какая проводилась работа с админресурсом, мне неизвестно. Но дело в том, что я присутствовала при подсчете голосов и своими глазами видела, что большинство избирателей все-таки проголосовали за Кернеса. Так что никаких особых вбросов или каруселей не понадобилось. На моих глазах произошли нарушения по мелочи - старушка проголосовала вне кабинки, а на другом участке женщина зашла в кабинку вместе с сыном-подростком и фотоаппаратом. Из прочих происшествий: на одном из участков женщину-кандидата от "Самопомочи" неизвестный ударил в солнечное сплетение, когда она попыталась помешать ему "подсказывать" бабушкам; из другого участка поступил сигнал, что избирательный участок окружили автоматчики. Когда туда поехали журналисты, оказалось, что это бойцы одного из добровольческих батальонов пришли проверить, все ли на участке в порядке, и напугали бдительных граждан.
Немного меня насторожило то, что на спецучастках (в больницах) было выдано гораздо больше бюллетеней, нежели зарегистрированных избирателей. Например, в одной больнице выразило желание проголосовать три пациента, но было 130 бюллетеней - по числу коек. В другой на 40 избирателей больше 400(!) бюллетеней, хотя по закону бюллетеней должно быть не более чем на полтора процента больше, чем избирателей. Председатели комиссий из этих больниц спокойно объясняли мне, что территориальная избирательная комиссия очень спешила (что соответствовало действительности) и выдавала бюллетени целыми запечатанными пачками из типографии.
Основными конкурентами Кернеса на выборах считались местный бизнесмен, самовыдвиженец Юрий Сапронов и кандидат от партии "Самопомич" Тарас Ситенко. О Ситенко до этих выборов никто из горожан даже не слышал но по предварительным подсчетам он занял второе место с примерно 12% голосов. На мой взгляд, это связано не только с грамотными предвыборными технологиями и позитивным имиджем партии "Самопомич", но и с большим запросом харьковчан на новые лица у власти. Несмотря на то что Юрий Сапронов пользуется славой мецената и крупного благотворителя (он много помогал вынужденным переселенцам с оккупированных территорий, а еще в мирное время - больницам и талантливым спортсменам) многие мои собеседники утверждали, что он уже неоднократно был депутатом горсовета и мог бы начать менять город еще тогда.
Чтобы понять, почему Кернес снова победил, надо иметь в виду специфику Харькова. Это второй по величине город в Украине, своеобразные "ворота" на восток страны и в Россию. До войны градообразующим учреждением был оптовый рынок Барабашово, на котором мелкие и средние предприниматели из Донбасса закупали товары легкой промышленности, в том числе и массово производимые на месте. Так же бойко шла торговля с Россией - от Харьков всего 80 км от Белгорода, были налажены каналы контрабанды. По понятным причинам вся эта лавочка прикрылась, и у множества харьковских предпринимателей и их работников в 2014 году резко снизились доходы. Не прибавили любви к киевской власти и рост цен, и падение курса гривны; многие активные харьковчане кинулись искать счастья в других местах.
Харьков - крупный образовательный центр. Здесь много приезжих студентов, и, хотя они зарегистрированы в Харькове, им нет особого дела до городских проблем. Я объездилапять избирательных участков в центре города, относящихся к общежитиям, и везде была очень низкая явка - около 25%. Хотя к вечеру комендантам было дано негласное распоряжение не пускать возвращающихся от родителей студентов в общежития, пока те не проголосуют. Во Дворце студентов ХПИ было два избирательных участка по соседству - один обычный и один "студенческий". Так вот, на первом из 1846 избирателей проголосовало больше половины, а на студенческом - всего 425 из 2454 избирателей. И хотя на обоих Кернес победил с большим отрывом, студенты неожиданно вывели на третье место Дарта Вейдера и его блок - когда очередной раз объявлялось имя этого кандидата, члены комиссии не могли сдержать нервный смех.
Активная часть общества очень недовольна выбором своих земляков и тем, что Кернес скорее всего останется у власти еще на 5-летний срок. К сожалению, электорат снова проголосовал за лавочки и стабильность.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки