The Economist: Украина – лучше, но всё ещё на краю
Экономика Украины, несмотря на улучшения, остается в удручающем состоянии
Если взглянуть на сегодняшнюю Украину поверхностно, может показаться, что худшие времена уже минули. Соглашение о прекращении огня остановило войну. Пусть даже в руках российских оккупантов и коллаборантов, за которыми стоит Россия, осталась часть восточного региона страны. МВФ, поменяв свои правила, нашел способ сохранить возможность помогать Украине через жизненно важную линию кредитования, несмотря на споры с Россией и угрозы с ее стороны. Экономика, которая с 2013 года сократилась почти на 20%, в третьем квартале текущего года по сравнению со вторым кварталом даже выросла на 0,7% (см. диаграмму).
Между тем стоимость украинской валюты – гривны, которая за последние два года потеряла 70% своей ценности, опять поползла вниз, государственный долг Украины растет. Политики в Киеве сосредоточены на борьбе друг с другом (иногда физической) вместо того, чтобы заниматься решением проблем государства. Есть риск, что крайне непопулярное правительство падет, а это может открыть дорогу возрождению пророссийских партий. По всем направлениям, где Украина пытается добиться улучшений, перспективы остаются до ужаса неопределенными.
Тот небольшой экономический скачок, который наблюдается сегодня, это неизбежное следствие предшествовавшего ему сильного падения. Продажи различных сортов мяса и птицы, резко снизившиеся, когда украинцам, столкнувшимся с глубоким кризисом, пришлось экономить, теперь возросли. Потребление алкоголя также растет. Уровень безработицы за последние месяцы снизился с 11% до 9%.
Ситуация с государственными финансами также выглядит более здоровой, но это благодаря, главным образом, украинским кредиторам. В августе большинство из них согласились списать 20% внешнего долга Украины. Это дало возможность получить спасительную помощь от МВФ. Эта международная структура с начала 2014 года предоставила Украине кредитов на сумму $11 млрд и планирует перечислить еще $11 млрд к 2019 году. Для этого МВФ изменил один из своих подзаконных актов и теперь свободен кредитовать страны, которые объявили дефолт по долгам перед частными кредиторами. Этот маневр был направлен против России, которая в 2013 году выделила Украине $3 млрд. Москва отказалась в августе реструктурировать этот долг вместе с остальными кредиторами. Срок выплаты по нему истекли 20 декабря. Странам предстоит долгая борьба в судах, но спор больше не будет ставить под угрозу возможность получения помощи от МВФ.
Существенное сокращение расходов также помогло поправить государственные финансы. Бюджет на 2015 год в профиците. Андерс Аслунд , старший научный сотрудник Атлантического совета, сообщает, что за два года бюджетные расходы снизились с 53% от ВВП до 46%. Из-за того, что частные кредитные рынки для украинского правительства закрыты, ему не остается ничего другого, как ужимать расходы. "В прошлом году мы сократили аппарат государственных чиновников примерно на пятую часть", – говорит министр финансов Наталья Яресько. Расходы на выплату пособий и здравоохранения также урезаются.
Однако долговременная политика затягивания поясов снижает внутренний спрос. Такое положение дел вынуждает потребителей бороться за выживание. Согласно данным исследовательской организации "Евромонитор", четверть выданных потребительских кредитов и треть ипотечных кредитов заемщиками не выплачивается. За прошлый год реальная заработная плата снизилась на 25%, высокая инфляция уменьшила стоимость сбережений. Даже если гривна быстро восстановит 25% от той части своей стоимости, в отношении к доллару, что она потеряла в 2013 году, – это весьма оптимистичный прогноз – Украине нужен будет ежегодный рост в размере 5% аж до 2022 года, чтобы достичь того уровня персонального дохода, который был до кризиса, в пересчете на доллары.
Украинский экспорт дает некоторые надежды. Именно экспорт был инструментом выведения экономики из рецессии в 1999 и 2009 году, отмечает Томаш Фиала, исполнительный директор украинской инвестиционной компании Dragon Capital. На первый взгляд может показаться, что и в этот раз государство имеет возможность повторить тот же трюк. Страна располагает квалифицированной рабочей силой, плодородными, пригодными для сельского хозяйства территориями, обильными запасами газа и дешевой валютой.
Однако для стимулирования экспорта необходимы инвестиции. А за последние три года капитальные расходы упали на 40%. В третьем квартале текущего года объемы опять сократились. В такой ситуации отчасти виновата недостаточно функциональная банковая система. Многие банки брали займы в иностранной валюте, а кредиты выдавали в национальной, что привело к валютному кризису. Некоторые банки служили просто прикрытием для олигархов, которые занимались грабежом, переводя средства вкладчиков на личные счета.
Пока можно говорить, что Национальный банк Украины, центральный банк, проделал хорошую работу по чистке банков. За полтора года около 60 из 180 с лишним банков, работавших в Украине до кризиса, были закрыты, сообщает Андерс Аслунд (еще около 50 банков должны уйти с рынка, добавляет он). Другие банки были рекапитализированы. НБУ упрашивает их богатых владельцев делать выплаты клиентам. Эти усилия срабатывают. Депозиты в иностранной валюте растут.
Усилия, направленные на борьбу с коррупцией не столь успешны. В Украине, в отличие от многих других стран Восточной Европы, никто из значимых фигур предыдущего режима не был заключен в тюрьму, заостряет внимание Тимоти Эш, аналитик компании Nomura International. Правительство не пошло на увеличение смехотворно малых зарплат госслужащих. Даже зарплата госчиновников высшего эшелона власти составляет незначительные $300 в месяц. В таких условиях противостоять коррупции крайне трудно. (Обычная ежемесячная ставка платы за лояльность высокопоставленного чиновника составляет $ 50,000, добавляет Тимоти Эш.)
Никто не занимается чисткой мутной, но прибыльной системы налогообложения и возврата НДС при экспортных операциях. "До сих пор практикуется возврат НДС за экспорт воздуха", – заявляет Томаш Фиала. Минфин выдвинуло разумные предложения по бюджету на 2016 год, но они были блокированы теми, кто стремится сохранить налоговые лазейки. Эта борьба задерживает поступление $4 млрд помощи со стороны Запада.
Торможение реформ разочаровывает как украинцев, так и иностранцев. Настроенные на реформы чиновники теряют терпение и грозятся уйти в отставку. Кое-кто уже так и сделал. Несмотря на некоторые улучшения, для Украины все еще велика опасность увязнуть в периоде длительного застоя.
Оригинал на The Economist
Перевод: Андрей Сабадыр
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки