Как вернуть Донбасс и ждут ли нас в ЕС. Простые вопросы для украинцев
Фото: УНИАН
Сегодня Украина - это клубок сложных ситуаций: Донбасс, отсутствие внятного результата реформ, провал борьбы с коррупцией, растущее общественное разочарование. Об этом в блоге на сайте "Новое время" пишет политтехнолог Василий Самохвалов.
Если попал в сложную ситуацию - самое время начинать задавать себе простые вопросы. Ведь, как ни парадоксально, именно простые ответы на простые вопросы в итоге помогают разрешить сложную ситуацию наиболее эффективным способом.
Сегодня Украина - это клубок сложных ситуаций: Донбасс, отсутствие внятного результата реформ, провал борьбы с коррупцией, растущее общественное разочарование. Самое время начинать спрашивать. Но только вот порадуют ли нас ответы?
Сразу начну с провокационного. Возьмем, к примеру, Донбасс. Был ли изначально этот конфликт гражданской войной? Очевидно, что нет. Но стал ли он таковым сейчас? Да. К сожалению, линия противостояния между украинской свободой и российскими имперскими амбициями была обильно окроплена кровью. В том числе и кровью жителей оккупированных территорий, которые - кто по идеологическим причинам, кто из меркантильного интереса, а кто просто по скудоумию пошел «бороться с хунтой», да так и не вернулся домой. Чьи-то отцы, братья, дети - своей смертью они превратили эту войну в личную кровную историю многих тысяч семей, породив не только ненависть, но и чувство мести. И когда мы будем возвращать Донбасс домой, с этой местью нужно будет что-то делать.
Кстати, по поводу возвращения Донбасса. Тоже простой вопрос: «можно ли вернуть его чисто военными методами?» Да, если мы не опасаемся остаться один на один с Россией, ведь «глубокой обеспокоенностью» много не навоюешь. Значит ли это, что остается только путь возвращения оккупированных территорий гибридными, дипломатическими методами? Скорее всего. Будет ли этот путь быстрым и легким? Конечно нет.
Кстати, есть еще вопрос «а зачем нам эти территории, с их ворохом проблем?». Но он не так прост, как кажется. Ведь страна, не защищающая свои земли, обречена на потерю государственности. Этого, кстати, не осознают заядлые пацифисты, которые сейчас постоянно пытаются апеллировать к общечеловеческому «там же тоже наши люди живут». Эти же гуманисты, преимущественно, годами убеждали нас в том, что Украине армия не нужна, поскольку воевать нам не с кем и вообще есть Будапештский меморандум, мировое сообщество и прогрессивная Европа.
Кстати, еще простой вопрос - «а ждут ли нас в Европе?». Простой обывательский ответ - нет. Обычному немцу, французу или итальянцу, и без того напуганным нашествием беженцев, идея интеграции в Евросоюз граждан бедной, воюющей страны пугает до икоты.
Имеем ли мы право обижаться на европейцев? Да, если вынести за скобки собственную почти нулевую толерантность к сексуальным меньшинствам, наличие мема «молдаванин», отвратительное поведение на дорогах, распространенную бытовую коррупцию и неумение доносить мусор до мусорного бака.
К нашему счастью, европейские политики меряют ситуацию не только обывательской линейкой, поэтому способны смотреть на вещи более системно.
К нашему сожалению, европейских политиков выбирают их обыватели, поэтому тамошним политикам приходится постоянно искать «золотую середину», которую у нас сразу же клеймят «зрадой». Хотя, положа руку на сердце - кому бы из нас понравилось, если бы в наш дом заселилась семья, круглосуточно проводящая время в непонятных скандалах и постоянном выпрашивании денег? Может, люди и хорошие. Но поможешь им раз, второй, третий - а потом и «помогалка» устанет.
Что больше всего европейских политиков раздражает в наших коллегах? Вранье и непроходимое желание ощущать себя «самыми умными». Когда наш чиновник с заплатой в несколько тысяч гривен, но с дорогим авто и в дорогом костюме, бодро рапортует европейцам об успехах на ниве борьбы с коррупцией, то он должен осознавать, что в глазах собеседника выглядит просто жалко. А вместе с ним жалкой выглядит и вся страна.
Впрочем, вопрос честности и идеальности европейской элиты - тоже из простых, но нужных. Есть там и коррупция, есть популизм, есть смычка политики с бизнесом, есть свои специалисты по рейдерству. Но все это загнано в пространство между наковальней закона и молотом гражданского общества. Поэтому условно взятый Берлускони рано или поздно получает тюремный срок, не смотря на все свои миллионы и медийный ресурс. Это значит, что в наших разговорах про Европу риторику простодушного дурачка должен сменить тон умный, в меру циничный, но принципиально честный.
Можно ли достичь благих целей неблаговидными поступками? Голосования в Верховной Раде и избирательность правосудия как бы говорят о том, что наши политики в это верят. Только обычно путь этот приводит к тому, что блага личные со временем полностью замещают блага общественные. Что потом приводит к социальному взрыву. Я далеко не идеалист, и сам идеалистов не люблю. Но если не верить хотя в базовые ценности, то зачем за что-то браться?
Рассосутся ли проблемы, если на них не обращать внимания? Многозначительное молчание Киева по поводу установленного прямого народовластия в Кривом Рогу и спущенное на тормозах дело о стрельбе в Мукачево создают такую иллюзию. Но на смену безнаказанности приходит еще большая безнаказанность, рожденная прецедентом. И завтрашняя «махновщина» скажет спасибо сегодняшнему молчанию.
Ценность простых вопросов в том, что в ответе на них сложнее всего врать. Надо просто не стесняться их задавать.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки