Economist: «Команда по зачистке»
В последние дни трудно не потерять надежду в новую Украину. "Революция достоинства", которая два года назад свергла коррумпированное авторитарное правительство президента Виктора Януковича, не принесла радикальных изменений. Коррупция по-прежнему процветает. Ключевые реформы так и не были реализованы. Президент и премьер-министр так и не смогли четко разделить свои полномочия. Олигархи продолжают контролировать политический процесс, а при власти остаются до боли знакомые лица. Правительство парализовано. Иностранная помощь заморожена. А процесс формирования нового правительства напоминает 2010 год.
10 апреля, после нескольких недель неопределенности, премьер-министр, Арсений Яценюк, чья популярность вместе с уровнем жизни украинцев резко упала, принял решение уйти в отставку. Результаты его работы неоднозначны. Его правительство сумело поднять экономически необоснованные низкие потребительские цены на газ, а также уменьшить зависимость страны от российских энергетических поставок. Государственные закупки - крупный источник коррупции - стали более прозрачными. Но его команду многократно связывали с коррупционными скандалами и обвиняли в нежелании проводить жизненно важные реформы.
После заявления об отставке Яценюка властный олимп накрыла новая волна дележа власти и закулисных махинаций.
Политические распри стали доказательством отсутствия в Украине ответственной политической элиты. 14 апреля Верховная Рада проголосовала за новое правительство во главе с Владимиром Гройсманом, бывшим спикером парламента и близким соратником президента Петра Порошенко. Ожидается, что Александр Данилюк, бывший сотрудник международной консалтинговой компании McKinsey&Company, станет новым министром финансов. Портфели нового правительства поделены между блоком Порошенко и партией Яценюка, за которой, несмотря на мизерные рейтинги, сохранены ключевые позиции в кабинете министров.
Украинские активисты не могут избавиться от чувства дежавю. Двенадцать лет назад Оранжевая революция помогла пробиться к власти Виктору Ющенко, чье президентство, в результате, оказалось провальным. Сегодня уже Порошенко, который в те годы был одним из приближенных к Ющенко, становится воплощением предательства надежд революции.
Тем не менее, сегодняшняя ситуация имеет отличие, по крайней мере, в одном: энергия "Революции достоинства" не исчезла. Ее подпитывает гражданское общество. При международной поддержке, украинские общественные группы пытаются заставить правительство выполнить свои обещания реформировать коррумпированную олигархическую постсоветскую систему.
На улице, параллельной той, где находится здание администрации президента, десятки молодых активистов трудятся над формированием основ нового государства европейского типа, создавая альтернативные институты и разрабатывая законы, которые затем продвигают в парламенте. Около 50 ведущих неправительственных организаций сформировали коалицию под названием "Реанимационный Пакет Реформ", которая занимается созданием законов, организацией протестов и экспертной оценкой реформ.
Коалиция проводит еженедельные встречи с депутатами.
В ее состав входят два десятка групп, специализирующихся на проведении таких реформ, как децентрализация и борьба с коррупцией. "У нас есть реальная власть", - говорит Вадим Миський, 26-летний координатор экспертных групп "Реанимационного
Пакета Реформ". В состав этой организации также входят независимые СМИ и около 40 молодых депутатов украинского парламента, которые называют себя Евро-оптимистами. Многие из молодых активистов, воодушевленные успехом реформ в Грузии середины 2000-х годов, объединились вокруг Михаила Саакашвили, бывшего грузинского президента, а ныне губернатора Одессы, который возглавляет национальное движение по борьбе с коррупцией.
В отличие от реформ в Грузии, которые инициировались сверху - самим руководством страны, изменения в Украине менее заметны. Тем не менее, они имеют более широкую поддержку. Дарья Каленюк, руководитель "Центра противодействия коррупции", говорит, что одной из причин, по которой может показаться, что коррупция только усилилась, можно назвать активное ее освещение средствами массовой информации, чего не было во времена Януковича. "Мы создали для коррумпированных чиновников Украины, привыкших за последнюю четверть века безнаказанно воровать, небезопасную среду".
Несмотря на то, что гражданское общество одерживает важные победы в информационной войне, главная битва ведется на ином фронте - с правоохранительными органами. Неспособное разрушить такую коррумпированную структуру, как прокуратура, украинское гражданское общество продолжает создавать альтернативные институты.
Во многих городах уже начала работу новая полиция, которая была сформирована для того, чтобы искоренить коррупцию, существовавшую в милиции. Было создано Национальное Антикоррупционное бюро, уполномоченное проводить расследования на высоком уровне, новая антикоррупционная прокуратура и Национальное агентство по предупреждению коррупции, которое имеет право контролировать декларациями о доходах государственных чиновников. Гражданские активисты пытаются изменить правила выборов, чтобы ограничить частное финансирование избирательных кампаний и предотвратить полную зависимость политических партий от олигархов.
Победа движения гражданского общества Украины далеко не гарантирована. Она будет зависеть отчасти и от усилий западных доноров обеспечить и соблюсти строгие критерии, при которых Украина сможет получать обещанные средства. Создание НАБУ было одним из главных условий МВФ для выделения Киеву кредитов на $ 17 млрд. Последние транши были заморожены в связи с опасениями по поводу коррупции. У зависимого от иностранной поддержки украинского правительства остается мало возможностей для маневра.
То, что гражданские активисты и следователи НАБУ - прошедшие строгий отбор и обучение западными службами по борьбе с мошенничеством - сталкиваются с сопротивлением со стороны старой системы, неизбежно. Генеральная прокуратура, до недавнего времени возглавляемая Виктором Шокиным, приближенным Порошенко, отказалась предоставлять важную информацию НАБУ и начала расследование по отношению к "Центру противодействия коррупции". "В стране, где чиновники делят между собой значительную часть ВВП, всегда будет идти борьба", - говорит Каленюк. "Мы к этому готовы".
Перевод: Андрей САБАДЫР
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки