Налоговая реформа: надейся и жди
От неотложного возвращения к налоговой реформе до необходимости разработки новой налоговой системы - такой была риторика Владимира Гройсмана за две недели его премьерства.
Эволюция слов, но не действий - ведь воз и ныне там. И вряд ли сдвинется с места в ближайшее время.
Прошлый год многим украинцам запомнился налоговыми баталиями. Правительство, начавшее за здравие - с обсуждений прорех в законодательстве с бизнесом и прочих налоговых платформ, закончило тем, что только в декабре вынуло из рукава свой законопроект изменений в Налоговый кодекс под номером 3630. Даже в Минфине не все запомнили этот порядок цифр, обзывая документ то 3360, то 3060, не говоря уже о бизнесе. На профильный комитет, разработавший законопроект №3357 о либеральной налоговой реформе, несмотря на явную симпатию со стороны бизнеса, тут же были спущены все полканы, включая Бабу и Кота.
В итоге приняли ни то ни се, а еще хуже: весь позитив от снижения ставки единого социального взноса почти вдвое нивелируется повышением штрафов, увеличением бремени на упрощенцев с одновременным ограничением объема их годового дохода, уравнением подоходного налога с обычных и больших зарплат до 18% (вместо 15 и 20%). Что еще? Да много чего напринимали под «благими намерениями», а скорее - желаниями медленной смерти аграриям, доведением процесса возмещения НДС с непрозрачного до еще более запутанного и проч.
Каким путем пойдет Владимир Гройсман? Я не знаю. Никто не знает. Но он уже встречается с бизнесом и что-то обсуждает. И давления на предпринимателей не допустит, и для искоренения коррупции на таможне дал три месяца, и налоговую милицию надо упразднить. Стоп!
О ликвидации налоговой милиции - слова министра финансов Александра Данилюка. Однако о самой налоговой реформе министр сказал в стиле «ну, все понятно, но чё конкретно?»: вроде как и радикальную поддерживает, но не сейчас, потому что надо продолжить курс Минфина в частности и принять законы, которые требует МВФ, в целом. Осадок двоякий - как если бы сравнивать фразы одиозной экс-замминистра финансов Елены Макеевой о том, что «упрощенная система налогообложения себя исчерпала» и «не трогайте упрощенцев» от зама главы фракции БПП Оксаны Продан.
Какой курс у высшего руководства страны в плане проведения нормальной налоговой реформы, а не косметических изменений? Я не знаю. Никто не знает. Если выберут дорогу, проторенную Натальей Яресько, то мадам ушла, но запах стойкий - ничего более, кроме дальнейшего сворачивания экономики. Если пойдут либеральным путем, то есть риски ненаполнения бюджета надлежащим образом, но есть и вера плательщиков в лучшее, бизнесменов - в собственное развитие, а не закручивание им гаек властью.
Что популярно? Владимир Гройсман пообещал отменить налогообложение пенсионеров. Непонятно, правда, что именно - отменить налог с работающих пенсионеров, с так называемых больших пенсий, превышающих три минимальных зарплаты, или все сразу. Время покажет.
Мое мнение: сам Владимир Гройсман хочет поддержки. Отмену подоходного с пенсий в любом виде поддержат все. А потом... надежда на «а напоследок я скажу» (читай - повышу зарплаты депутатам в три раза).
И не в законе под ЙОЛКУ дело. Нельзя вносить изменения в налоговое законодательство позднее, чем за полгода до наступления нового бюджетного периода (ст. 4.1.9 Кодекса). И депутаты, и представители правительства уже третий раз обещают не нарушать норму.
Время покажет, а его катастрофически мало, если все будет происходить «по-чесноку». В настоящий момент налоговая реформа споткнулась об риф деофшоризации - она первее, ну, и ладно. Вопрос в том, поможет ли Титанику спасательный круг? Я не знаю. Никто не знает...
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки