National Interest: Украина – не Сирия
При взгляде с краснокирпичных башень Кремля, Сирия и Украина очень сильно отличаются. Но по мере того, как войны в этих странах продолжаются, некоторые обозреватели на Западе, привыкнув, стали объединять две российские интервенции. В конце концов, Россия стремится сохранить сферу влияния, в которую входят эти страны. Однако, причины и мотивы конфликтов в Сирии и в Украине значительно отличаются, и если мы начнем их путать, то рискуем разрушить возможные решения.
Россия подпитывает конфликт на Донбассе и аннексированный Крым из принципа: Кремль считает, что Украина по праву принадлежит сфере его влияния. Украина, со своей стороны, рассматривает свои европейские устремления как способ пусть медленно, но выйти из-под контроля угнетателя с имперскими амбициями. Россия политически доминировала в Украине с начала 1700-х годов, лишь с кратким перерывом после Первой Мировой войны. На протяжении трехсот лет одни и те же культурные и политические лидеры действовали в обоих национальных пространствах. Леонид Брежнев был украинцем. В сегодняшнем Киеве вы бы с трудом нашли телеканал или радио-шоу, ведущие которого частенько не переключались бы с украинского языка на русский и наоборот, иногда на половине фразы. Поэтому президенту Владимиру Путину трудно представить, что страна, так похожая на его собственную, предпочитает европейское будущее.
Крым особенно близок сердцу многих россиян. Когда он был еще в составе РСФСР, Иосиф Сталин депортировал все его коренное население - 230,000 крымских татар с полуострова, чтобы освободить место для русских переселенцев. В 1954 году Никита Хрущев передал полуостров Крым в управление Украинской ССР. После того, как Украина обрела независимость, многие крымские татары вернулись, они получили право на самоуправление. Но все снова изменилось после аннексии Крыма Россией в марте 2014 года. После двух лет преследования крымских татар, в апреле этого года российские власти признали татарский Меджлис экстремистской организацией. Россияне считают, что аннексия Крыма исправляет ошибку Хрущева, и "Крым наш" стал популярным лозунгом от Новгорода до Владивостока.
Таких близких исторических отношений, как с Украиной, Россия с Сирией, конечно же, не имеет. Русский император Александр III установил дипломатические отношения с Османской Сирией в 1893 году, но Россия не играла никакой значительной роли в регионе вплоть до начала "холодной войны" 20го века. Только в 1971 году тогдашний правитель Хафез Асад позволил СССР создать точку поддержки морского флота на Средиземном море. Кремль неоднократно заявлял, что его главной задачей является предотвращение перехода еще одного государства в сферу влияния США, а привязанности к семье Асада, как к таковой, он не имеет. После "цветных революций" в Грузии и Украине, а также устранения Муаммара Каддафи в 2011 году, Кремль считает Соединенные Штаты причиной потери друзей в регионе. И теперь Москва не позволит еще одной стране попасть под американское влияние. Пожалуй, еще более значимо для Кремля то, что интервенция позволила России занять место за одним столом с США. Кремль играет роль посредника в урегулировании конфликта, хотя его вклад в кризис в Алеппо чреват потерей Сирии как союзника. Тем не менее, очевидно, что кампания России в Сирии основана на прагматике и корысти и не связана с имеющими исторические корни амбициями.
Наконец, самое большое различие между конфликтами заключается в их масштабах. Гражданская война в Сирии унесла жизни более четырехсот тысяч человек, стала причиной перемещения почти одиннадцать миллионов беженцев и ускорила рост ИГИЛ. Война на Украине унесла жизни от десяти до пятнадцати тысяч человек и стала причиной появления 1,5 млн. переселенцев.
Читайте также: Армия России и ее ядерный арсенал остаются единственным козырем в руках Путина - The New York Times
Без российской военной и материально-технической поддержки так называемых ДНР и ЛНР, война в Украине закончилась бы в августе 2014 года, а если не тогда, то в феврале 2015 года точно. Кроме того, если бы в сентябре 2015 года Россия не начала интенсивную воздушную кампанию, президент Асад мог бы сейчас быть уже отстраненным от власти.
Читайте также: Миф о "подаренном" Крыме: Хрущев здесь ни при чем
Участие России является необходимым условием для продолжения этих войн. Но поскольку мотивы разные, мировому сообществу необходимо разработать параллельные стратегии противодействия проявлению российского экспансионизма. Просто усиление санкций ни к чему не приведет.
Перевод: Андрей САБАДЫР
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки