Основным злом для Украины становится уже не война и Россия, а время - политолог
Итоги встречи "нормандской четверки" в Берлине оказались весьма неординарными или по крайней мере совсем не такими, как их предсказывали. Но главные сюрпризы ждали совсем не там, где на них рассчитывали - или не рассчитывали многие.
Об официальных итогах встречи уже было сказано достаточно, тем более что реального прорыва на них не произошло. О дорожной карте и введении полицейской миссии говорилось уже давно. Действительно неожиданным оказалось лишь странное нарушение санкций против России в виде визита в ЕС невъездного в ЕС (простите за тавтологию) помощника президента РФ Владислава Суркова, для которого было сделано "исключение".
"Куратор Донецка" на встрече сидел рядом с главой МИД Германии Штайнмайером, подпись которого стояла под санкционным списком.
Впрочем, исключений на встрече было предостаточно. Например, исключительным стало внимание канцлера Ангелы Меркель к журналистам, которая трижды пожимала руку Путина, буквально просто разворачивая его в сторону камер. И все же основным было не это.
Спустя год молчания встреча "нормандского формата" состоялась, вызвала большой резонанс, но сменила тематику. Внимание было сосредоточено на сирийской теме встречи, а украинская линия практически сошла на нет.
Читайте также: Что означают переговоры в Берлине для Донбасса
После первой части переговоров, завершившейся около полуночи, Петр Порошенко покинул встречу. А Меркель, Олланд и Путин остались продолжать разговор по Сирии.
Подводя итоги встречи и канцлер Германии Меркель и президент Франции Олланд говорили только о надежде на прогресс по Сирии и "гуманитарной паузе".
"Все, что может снизить угрозу и восстановить порядок, может быть полезным", - сказал в своем выступлении Олланд. Меркель же уточнила, что "мы не можем отказаться от этого формата", который позволит накануне саммита Европейского союза (20-21 октября в Брюсселе) решить проблему отношений с Россией, отмечала французская Lemonde, в материале которой Украина даже не упоминается.
Французские медиа вообще обошли тему Украины стороной. Главным резюме встречи по мнению Le Point стала приостановка налетов российской авиации и обещанные 8 гуманитарных коридоров в Аллепо.
Российского президента Владимира Путина в Берлине встретили протестами и бросили под ноги окровавленного" плюшевого мишку. Но на плакатах демонстрантов было написано "Cожженное Алеппо" или "Остановить бомбардировки детей ".
Даже среди тегов новостей, посвященных "нормандской встрече в Берлине Украины не было. Вот, например, как обозначалась встреча в изложении международного французского радио rfi.fr: "СИРИЯ ФРАНЦИЯ ФРАНСУА ОЛЛАНД ГЕРМАНИЯ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ РОССИЯ ВЛАДИМИР ПУТИН ЕС".
Немецкая же пресса, перед началом переговоров активно обсуждавшая перспективы Украины, после их окончания также переключилась на Сирию.
"Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эйро на пресс-конференции не пытались создать впечатление, что они особенно заинтересованы в работе", - описывает процесс переговоров Zeit On Line. После того как украинцы покинули раунд переговоров, остальные три президента продолжили общение в течение приблизительно полутора часов, говоря о Сирии. Почти в час ночи Меркель и Олланд вышли к прессе, но посвятили свое выступление исключительно Сирии.
Означает ли это, что лидеры Франции и Германии вдруг возлюбили Путина? Однозначно - нет. По словам Меркель, это были "очень четкие и очень жесткие дебаты" с президентом России, который ответственен за остановку бомбардировок Алеппо. Олланд выразился яснее, "совершенно ясно, что (если бомбардировки продолжатся), русские ВВС будут способствовать военным преступлениям".
Главной причиной такого подхода он назвал использование Россией специальных боеприпасов, способных разрушать бомбоубежища.
"Дома разрушены, больницы переехали в подвалы. И это будет означать гибель гражданских лиц", - отметил глава республики.
Если же говорить о смене основной темы переговоров в Берлине, то, по мнению Меркель ,"всегда было ясно", "что если такая встреча состоится, должно быть, здесь будут говорить о Сирии", процитировал своего шефа пресс-секретарь канцлера Штеффен Зайберт. Означает ли это смену отношения к Кремлю? Вряд ли. И Меркель и Олланд вряд ли способны полюбить Путина. Но, похоже, они разлюбили и Порошенко. В Берлине сирийская тема полностью затмила украинскую. Причин такого положения может быть множество, но, вероятно, одна из основных здесь - наше руководство слишком долго тянуло кота за хвост, снижая уровень доверия и лояльности.
Финальной точкой стало заявление Меркель, прозвучавшее после завершения переговоров в Берлине. По ее мнению, Украина должна получить контроль над собственной границей "в конце процесса".
"А до этого, - отметила канцлер, - и у нас есть согласие здесь, наблюдатели ОБСЕ могут свободно передвигаться до границы. Иногда это возможно, иногда проблематично", - сказала она. То же касается вооруженной миссии ОБСЕ, вопрос о которой "стоит поднять" после принятия Радой закона о выборах и "запуска избирательного процесса" на Донбассе.
Внимание Европы если не окончательно, то серьезно переместилось в Сирию, которая все больше затмевает Украину. Главное отличие - прогресс по Сирии есть, пусть и временный. С Украиной ситуация же остается по сути неизменной вот уже больше года. И это снижает нашу поддержку среди еще вчера "прочных союзников». Но причину, скорее, стоит искать не в Германии или Франции, а в самой Украине.
Затягивание процесса и уклонение от принятия внешнеполитических решений перестало вызывать недоумение и стало привычным.
Читайте также: "Нормандський формат" дозволяє Путіну вийти з конфлікту на Донбасі - російський експерт
Можно продолжать называть Минские соглашения "красивой бумажкой", как это сделал бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко в эфире в эфире NewsOne, можно говорить о том, что Порошенко и Украину выставили за дверь с переговоров, как экс-министр обороны Анатолий Гриценко.
Но для восприятия Западом политики Киева "Минск" нужно или выполнять, или отказываться от него. Ведь если Украина не готова действовать и решать свои проблемы, почему это должны делать мы, - все чаще читается между строк в заявлениях европейских политиков.
Похоже на то, что основным злом для Украины становится уже не война, Россия, коррупция или экономический спад, а время, приносящее в мир новые обстоятельства и усиливающуюся усталость Запада.
Ведь "пока мы думаем, как убить время, время убивает нас", писал отец французского минимализма Альфонс Алле.
Время неумолимо. И сейчас оно работает против нас.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки