Гончаренко и выжигатель мозгов
Всего пара лет в парламенте - и многие народные избранники готовы лезть без мыла даже в те вопросы, которые ну никак не пересекаются с полномочиями Верховной Рады и их комитетов, не дожидаясь просьб и жалоб
За всю историю Украины только одна сделанная у нас компьютерная игра получила культовый статус даже на Западе. Это был «Сталкер» - стрелялка, чей сюжет опирался на «городские легенды» о Чернобыльской зоне отчуждения.
Читайте также: Нардеп разрисовал обломок Берлинской стены у посольства ФРГ в Киеве. ФОТО
Среди прочего, была там и легенда о «Выжигателе мозгов» - специальном устройстве, превращающем людей в безумных зомби.
Раньше мне казалось, что это не легенда. Вот только прототип оного «выжигателя» я видел не в РЛС «Дуга» возле Припяти, а в большой и красивой люстре, висящей над потолком Верховной Рады. Другого объяснения происходящему там у меня не находилось.
Ладно бы опытные парламентские завсегдатаи, чей тухес давно имеет форму и текстуру тамошних кресел - но нет, даже новые и умные люди, попадая туда, время от времени демонстрировали признаки странной деменции. Наверное, дело в люстре. Попадает человек под нее - и с его мозгом происходит люстрация, думал я. И лишь немногие находят в себе силы сопротивляться.
Но это хорошее объяснение для «Шоу довгоносиків», а мы же пытаемся быть серьезными. Реально, вот как так? Почему место сидения настолько определяет точку зрения?
Я, например, тоже считаю, что посол Германии ляпнул странное и недопустимое. Но мне в голову не придет бороться с этим методом граффити. Оно как-то не слишком далеко ушло от старой отечественной партизанщины системы «..., поджечь, позвонить, убежать».
Сдается мне, это не наш метод ассиметричных реакций. Наверное, это потому, что я не депутат: отдельным из них это кажется вполне приемлемым. И пофиг и на реакцию, и на международное право, и на общий эффект для страны.
Так все же - что их к этому побуждает? Тщательные наблюдения за динамикой изменений психики одепутаченных людей, кажется, проливают на это немного света.
Наша Рада - это сцена. Попав туда, люди чувствуют себя в центре внимания. Чувствуют, что они должны выражать какие-то идеи. Это, кстати, нормально для любого парламента. Вот, посмотрите, как это делается в Британии. Понимать английский не обязательно.
Театр? Театр, безусловно. Но высокопрофессиональный. Сразу видно, «эту травку восемьсот лет подстригали». Сравните с нашим, ощутите эволюционную разницу эстетически.
Попав на сцену Рады, депутат хочет одновременно самовыражаться и нравиться людям. Некоторые «ловят звездочку», другие пытаются делать это как-то осознанно. Пытаются понять, что хочет видеть избиратель.
И вот тут частенько начинается грусть-печаль.
Возможно, накатившее осознание собственного величия, возможно, зловещий шепот более опытных коллег по фракции, а, возможно, врожденная мизантропия, убеждает народных избранников: избиратель - это какая-то аудитория концертов Петросяна и третьей лиги КВН.
Он любит, когда глупо, шумно, красочно и много экшена. Он хочет, чтобы избранник махал руками, дрыгал ногами и делал ртом совсем уж грозные вещи. Тогда он избранника полюбит.
Не секрет, есть у нас и такой электорат.
Ключевая ошибка - считать, что он у нас такой весь. Ключевая ошибка - пытаться сражаться за электорат Радикальной партии, хотя за тебя изначально голосовала городская интеллигенция как за европейскоподобную умничку.
Ключевая ошибка - пытаться понравиться таким людям, плюясь, пинаясь и вереща. Тем самым депутат лишь теряет своего избирателя, но не приобретает нового - это полюшко уже давно окучено актерами с большим опытом и степенью артистизма.
Добавьте к этому священную уверенность, что депутаты обязаны реагировать на любое событие в повестке страны. Эта зараза косит даже тех, кого обошла предыдущая.
Всего пара лет в парламенте - и многие народные избранники готовы лезть без мыла даже в те вопросы, которые ну никак не пересекаются с полномочиями Верховной Рады и их комитетов, не дожидаясь просьб и жалоб. Что-то произошло? Мы соберемся, мы выразим, мы создадим комиссию, мы примем заявление, мы направим запрос, мы приедем на место и будем там на всех вопить...
Уважаемые, есть хорошее английское выражение - pick your battles. Выбирайте свои битвы. Желательно, тщательно. Учитесь отличать ситуации, в которых вы действительно можете помочь, от ситуаций, где толку от ваших заявлений меньше, чем от глубокой озабоченности Европарламента.
Иногда смешно: как закон проголосовать - так нет кворума, а как покричать, выражая свое особо ценное отношение к не касающемуся твоей сферы вопросу - так каждый суслик в поле агроном.
Охваченные этими двумя химерами, депутаты редко думают о последствиях. Они реагируют. Красочно. Как стендап-комики - увидели новость - творчески обыграли, выступили, зарисовались. Сам факт реакции на какое-то действие важнее того, к чему эта реакция может привести.
Вот к чему может привести шедевр наскальной живописи на немецком посольстве в исполнении депутата Гончаренко? Даже не так: чего мог ожидать депутат Гончаренко?
Что посол, увидев надпись «Найн» на стенке, покается и извинится? Как-то маловероятно, не находите?
Не будет ли логичнее предположить, что посол - а вместе с ним, и европейский зритель этой новости - воспримет это как проявление варварства? Тем более, что, таки да, это несколько нарушает Венскую конвенцию.
Читайте также: Жалюгідно. Гарна ілюстрація до фракції БПП - блогери про вчинок Гончаренка
И ладно бы это делал трудный подросток, но замглавы крупнейшей парламентской фракции - это новое слово в международных отношениях. Можно расценивать слова посла, как плевок. Но реагировать на плевок метким броском помета - излишне зоологическая реакция. Да и руки в процессе пачкаются.
Предположим, закладывая кирпичик в восприятие Украины как дурацкой страны, народный депутат ориентировался на реакцию не европейского, а отечественного зрителя. Но и в этом случае ошибка! Боюсь, та категория украинцев, которая вообще разбирается в том, что сказал посол, не ценит жестов такого уровня изысканности. Судя по реакции в Сети, очков себе народный избранник этим не заработал.
Вообще такое в этом созыве нередко. Ваш покорный любит такие случаи: когда народный депутат пытается зарисоваться, некорректно оценивает аудиторию и не знает, что делать с реакцией.
Особенно ярким в этом плане было голосование за давний законопроект о прощении кредитов валютным вкладчикам. Народный депутат Борислав Береза, поддержав проект, не преминул похвастаться этим у себя в Фейсбуке. Если бы комментарии с инвективной лексикой были минометными снарядами, Киев бы потерял не только народного избранника от Троещины, но и саму Троещину.
Схожая судьба в тот день постигла и Владимира Парасюка. Ему пришлось полегче: все-таки его аудитория оказалась к этому чуть более терпимой. Но в итоге все равно пришлось извиняться.
Весь секрет в том, что избиратель, при всех своих слабостях, все-таки не полный идиот с эстетическим чувством пьяного гопника. Не надо его держать за такого. Это вредно, а не полезно - как для страны, так и для собственного имиджа. Чем быстрее народные избранники это поймут, тем меньше шишек мы набьем этой парой грабель.
Пора бы уже прекращать.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки