New Eastern Europe: Как остановить коррупцию в Украине?
Сегодня Украина считается одной из самых коррумпированных стран в Европе. Некоторые утверждают, что это вопрос восприятия, ведь Украина стала также одной из самых прозрачных стран в Европе после того, как представила беспрецедентную открытость публичных и персональных данных госслужащих (речь идет об "электронном декларировании"). Страны с более низким уровнем прозрачности информации также могут иметь высокий уровень коррупции, но это не является постоянным фокусом внутреннего и международного общественного мнения. Более того, коррупция в Украине стала центральной темой после Революции достоинства, которая имела ярко выраженную антикоррупционную направленность.
Тем не менее, коррупция в Украине по-прежнему остается огромной проблемой как с субъективной точки зрения, так и с объективной, поэтому здесь гораздо более продуктивными будут дискуссии о том, как её побороть, а не о том, насколько она высока.
Существует два основных подхода к решению данной проблемы.
Первый, известный в Украине как "антикоррупционная реформа", – это обеспечение неотвратимости наказания за коррупцию. Традиционно в Украине коррумпированные бюрократы, налоговые и таможенные инспекторы, милиционеры (то есть полицейские), прокуроры и судьи являются членами одного и того же сплочённого клана, поэтому коррумпированный государственный служащий никогда не будет наказан, за исключением редких случаев вовлеченности в клановые войны. Именно поэтому был создан ряд новых независимых институтов. Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и специализированная антикоррупционная прокуратура были созданы для расследования случаев коррупции на высоком уровне, в то время как Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАЗК) призвано следить за честностью государственных служащих и политиков.
Читайте также: Шанс реанимировать антикоррупционную политику в Украине
К началу 2017 года, НАБУ завело около 264-х уголовных дел, НАЗК собрало 107 000 электронных деклараций депутатов, высокопоставленных правительственных чиновников, судей, прокуроров и т. д. Тем не менее, общественные активисты обеспокоены серьезными проблемами, и даже сдачей позиций в этой сфере.
В результате было поднято несколько важных вопросов. Первый из них заключается в том, что независимый и новый антикоррупционный суд так и не был создан, как того требовал закон. Следовательно, дела из НАБУ передаются в традиционные коррумпированные суды, и там же и застревают.
Во-вторых, НАЗК еще не начал полномасштабную экспертизу электронных деклараций, а в онлайн-реестре электронных деклараций существует много ошибок, и зачастую он не работает должным образом.
В-третьих, некоторые политики пытались подорвать независимость НАБУ, блокируя назначение независимых и авторитетных аудиторов.
В-четвертых, до сих пор НАБУ не обрело законного права прослушивать телефонные разговоры, и для того, чтобы инициировать прослушивание, ему приходится обращаться к традиционным коррумпированным учреждениям, которые часто незамедлительно информируют об этом подозреваемых.
В-пятых, закон требует, чтобы следственные функции были переданы из Генеральной прокуратуры недавно созданному Государственному бюро расследований, однако его руководителя еще не назначили.
В-шестых, срок мандатов членов Центральной избирательной комиссии, одного из самых коррумпированных институтов, давно истек, а новый состав не был избран.
В-седьмых, организации гражданского общества, деловые круги и международные финансовые организации потребовали упразднения крайне коррумпированной "налоговой милиции" (часть фискальной службы) и создания демилитаризованной службы финансовых расследований под эгидой Министерства финансов. И последнее, но не менее важное: ходят слухи о том, что рассмотрение кандидатур в реконструированный Верховный Суд Украины не является честным, поэтому гражданские активисты требуют обнародования тестов кандидатов вместе с оценками и организации онлайн-трансляции интервьюирования, а также вывести в публичную плоскость попытки Высшей квалификационной комиссии судей преодолеть вето Совета общественной честности.
Все вопросы, о которых сказано выше, и некоторые дополнительные требования, были включены в "Антикоррупционную декларацию", подписанную 10 апреля десятками авторитетных НПО и политических партий.
Пожалуй, самый важный момент заключается в том, что НАЗК не проявляет никакого желания организовать экспертизу электронных деклараций госслужащих и депутатов, в то время как парламент принял закон, который заставляет представителей антикоррупционных групп гражданского общества представить того же рода электронные декларации. Многие НПО считают этот факт объявлением войны со стороны коррумпированных политиков гражданскому обществу.
В то время как антикоррупционная реформа замедлилась, а в некоторых областях и вовсе остановилась, мы должны рассмотреть еще один способ борьбы с коррупцией, который также важен, как и первый. Речь идёт о ликвидации источников коррупции, а не о ловле отдельных взяточников.
Чем свободнее экономика, тем меньше возможности для коррупции. Экономика Украины остается крайне "несвободной" (166-е место в индексе экономической свободы), и даже эффективные суды, НАБУ И НАЗК не в состоянии искоренить коррупцию в этой мутной воде.
Государственные предприятия являются основным источником коррупции. В Украине есть еще около 3500 подобных предприятий, что в десять раз больше, нежели в среднем по Европе. Их приватизация несколько лет откладывалась политическими кланами, которые извлекают их них прибыль. Кроме того, открытие сельскохозяйственного рынка постоянно блокировалось.
Процесс дерегулирования – область, в которой в предыдущие годы было достигнуто много, в настоящее время замедлился. Министерства и другие государственные учреждения по-прежнему имеют много устаревших и избыточных функций, часто концентрируя такие полномочия, как установление правил, инспекция, административные услуги, разработка политики и управление государственной собственностью.
Проверка социальных субсидий провалилась, поскольку в этой сфере существует множество способов злоупотреблений. Налоговые системы по-прежнему сложны и непрозрачны (в настоящее время Министерство финансов борется за автоматическое возмещение НДС для экспортеров, в то время как традиционное возмещение в ручном режиме является основным источником коррупции). Образование и здравоохранение остаются очень коррумпированными сферами в связи с их пост-коммунистической моделью финансирования.
Читайте также: Семейство Насировых-Глимбовских считает, что украинцев можно грабить бесконечно и безнаказанно, - мнение
С этой точки зрения каждая реформа в Украине является антикоррупционной. Действительно, есть ряд важных прорывов. Реформа газового рынка снизила коррупцию в этой области. Новая патрульная полиция, созданная с нуля, пользуется гораздо большим доверием общественности, чем бывшая милиция, благодаря новым методам работы. Национальный банк очистил финансовые системы многих банков, исключив возможность отмывания денег. Дерегулирование лишило бюрократов многих незаконных источников дохода.
Система государственных закупок была полностью переделана благодаря созданию новой онлайн-платформы ProZorro. Однако, сравнивая успехи, которых удалось достичь за три года со времени Евромайдана, с длинным списком задач, которые сформированы организациями гражданского общества, ЕС и МВФ, мы видим, что темпы изменений по-прежнему являются неудовлетворительными.
Именно поэтому мы должны объединить усилия гражданского общества и международных партнеров Украины, чтобы преодолеть этот спад и резко увеличить темпы проведения реформ. Только совместное давление даст нужный эффект.
Оригинал на New Eastern Europe
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки