Отделение церкви от государства – что это означает на самом деле
Я тут с утра зашёл почитать Википедию, отчего, конечно, сразу сделался экспертом. И спешу с вами мудростью поделиться. Потому что, люди, вы опять, в который раз, бесите тем, что используете слова наугад.
Сегодня мы поговорим об отделении церкви от государства.
У нас сформировалась прослойка людей, которые считают, что отделение церкви от государства – это забором с колючей проволокой, собаками, и контрольно-следовой полосой.
Кстати, про это тоже есть история. Давайте я вам её расскажу.
Несколько лет назад, ещё до войны, понесла меня нелёгкая в Донецкую область. Именно в область. Вот знаете, там есть Донецк, красивый город. А рядом есть Макеевка, долбанутый наглухо город, в котором 157 улиц с одинаковыми названиями. Только улиц "Степных" в городе – восемь штук. Это сделано на случай войны, чтобы "фашисты" заблудились.
Так вот рядом с красивым городом Донецком и долбанутым городом Макеевкой есть некрасивый город Зугрэс, а потом странный город Шахтёрск, и вот на север от него есть посёлок Рассыпное, и там вообще капец, я отвечаю, я там был. Там тупо стремно было ещё до войны по улице идти. Так я из Запорожья. Культурным же людям там должно быть особо некомфортно.
Некоторые люди считают, что война на востоке – она из-за русского языка. А она на самом деле из-за того, что стоит выехать из Донецка – и там капец. Кругом. Беспросветный. И три поколения, которые выросли выросли в парадигме "три недели курсов – в шахту – получаешь, как академик". И в библиотеке только собрание сочинений Миклухо-Маклая, но это неважно, там не все умеют читать.
Читайте также: РПЦ – идеологическое управление Кремля
Так вот. В посёлке Рассыпное была церковь. Московский патриархат, разумеется. Туда сослали некого батюшку, который чем-то особо провинился. Батюшка был молодой, прогрессивный, например, на Пасху мог закрыть церковь к черту и уехать отдыхать на Мёртвое море. Реформатор, можно сказать.
Так вот, приехав в посёлок Рассыпное и освоившись в храме, первым делом батюшка построил вокруг него забор. А позже в интимной беседе признался, что у него есть мечта: построить забор повыше, обтянуть колючей проволокой, а во двор пустить овчарок.
Про вышки с прожекторами не говорил, врать не буду. Но мы все сейчас, я полагаю, думаем об одном: по какому именно месту у батюшки была столь сильная ностальгия...
Так что – да, отдельные церкви всё-таки надо бы отделить от государства именно колючей проволокой и контрольно-следовой полосой.
Но я не об этом. Я опять комментарии в чужих постах прочитал. И это опять было ошибкой.
Один человек пишет: "А вот католики организовали летний детский лагерь..." А второй тут же гневно пишет: "Так у нас церковь отделена от государства или нет?"
Так что я пошёл в Википедию, и у меня ушло шесть с половиной минут, чтобы стать экспертом в этом вопросе, так это включая прочтение статьи "Квебек", и не спрашивайте, как я туда попал, я не помню.
Итак, что же всё-таки такое "отделение церкви от государства"?
Читайте также: Другие законы: как соблюсти принцип отделения церкви от государства
Оказалось, что отделение церкви от государства – это принцип взаимоотношений государства и церкви, предполагающий отказ государства от вмешательства в дела церкви; свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций (например, регистрации актов гражданского состояния, т. е. браков).
Смотрите, как, оказывается, интересно! Оказывается, смысл-то не в том, чтобы церковь гнать пинками. Оказалось, смысл в том – чтобы государство не лезло в церковь и не рассказывало, кому во что надо верить или не верить! Кто бы мог подумать!
Декреты об отделении церкви от государства, либо конституции, включавшие это как элемент, принимались в разное время, в разных странах, включая США (первая поправка, 1791), Бразилию (1824), Францию (1905), Японию (1947), советскую Россию (декрет СНК РСФСР от 23 января / 5 февраля 1918 года) и т. д.
Причём, что интересно, в большинстве случаев отделение сводилось к простым постулатам: свобода совести, свобода исповедовать любую или никакую религию, отсутствие финансирования церкви государством. Всё.
Разумеется, в РСФСР было немного по-другому. Там ещё церковь была лишена прав собственности, имущество её конфисковывалось, был введён запрет на религиозное образование и т. д. Поэтому под видом декларации свободы совести и религии на самом деле декрет Совета народных комиссаров церковь просто убивал. Что неудивительно.
А в некоторых глубоко прогрессивных и вполне себе европейских странах, если вам интересно, как, например, в Финляндии, государство официально поддерживает две церкви, причём одна из них, Лютеранская, этим чрезвычайно недовольна, и отказывается именовать себя "государственной" церковью, а предпочитает титул "народная".
Почему у меня ушло шесть минут на то, чтобы это узнать (включая чтение про Квебек, но не спрашивайте, как я туда попал), а люди всё ещё пишут глупости в фейсбуке каждый раз, когда священник, паскуда такая, имеет наглость выйти из церкви и что-то полезное сделать?
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки