Почему картины Марка Ротко стоят миллионы
В соответствие с теорией денег экономиста Мизеса стоимость любой валюты определяется ценой менового товара, каким они прежде являлись.
Так, например, слитки соли, или золотые монеты имели хождение лишь постольку, поскольку соль или золото, как материал, было востребовано в хозяйственном обороте людей.
Читайте также: Снимки солеварен с высоты, размывающие границы между фотографией и живописью. ФОТО
После отказа государств от золотого стандарта стоимость денег не стала иной, просто она стала определяться сложнее, потому что усложнился окружающий нас мир. Цена современных денег определяется, условно говоря, как сумма товаров и услуг, как велична и стабильность экономки, как доверии к власти.
Так, стоимость доллара США — это сумма активов и пассивов американской экономики. В этом смысле даже такая невесомая валюта, как биткоин, имеет стоимость, потому что овеществляет собой уникальную платежную систему —
пиринговую сеть, которая убрала из экономического оборота всех платежных посредников. Вот почему биткоин так дорого ценится: он не столько средство платежа, сколько реализация чрезвычайно удобной платежной системы, эффективной, прозрачной и неподконтрольной никакому правительству.
Поскольку экономически любые деньги — это товар, то верно и обратное, и в каком-то смысле товар — это тоже деньги, как, например, бутылка водки, золотые украшения в постсоветской России, меры зерна в Африке или плитки табака в колониальной Америке.
В этом смысле живописные полотна, являясь специфическим товаром, тоже могут выступать в качестве денег. Их удобно рассматривать не только в утилитарном смысле, как чье-то изображение, украшение интерьера, но и в качестве менового товара — инструмента вложения, как золотые слитки или земельные участки. Поэтому в отношении стоимости живописных полотен тоже можно применять теорию денег Мизеса.
Читайте также: Чи всі визначні люди були талановиті в усьому?
Живописные полотна, в отличие от земли, не подлежат жесткому государственному регулированию, они легче отчуждаемы. В отличие от золотых слитков, полотна несут на себе отпечаток культуры, а живописные полотна Ротко универсальны в том смысле, что лишены временного отпечатка — сюжета. Сюжет привязывает полотно к эпохе и к месту, абстракция делает его вневременным.
Абстракция в живописи родилась не сама по себе, а стала закономерным процессом отхода художника от культурной традиции, которая всегда устаревает. Абстракция позволяет экспериментировать с цветом в гораздо большей степени, чем жанровая живопись. Именно такой подход позволяет понять ценность работ Ван Гога, который работал с цветом в ущерб формальным свойствам классической живописи: запечатлевать, соответствовать реальности, делать похожей.
Таким образом цена работ Марка Ротко складывается из множества сложных факторов, как цена швейцарского франка, а не только из бумаги, на которой он напечатан и типографской краски, как подумал бы абориген, держа в руках купюру. Стоимость работ сложилась из философской доктрины, публичного интереса к холстам и к фигуре художника, умелого маркетинга, частого цитирования, универсального содержания, откровенно утилитарного свойства холста, который впишется в любой интерьер.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки