Radio Free Europe: Долгое прощание Путина
Мало кто сомневается, что Путин будет баллотироваться и станет президентом в четвертый раз. Но еще меньше людей знает, что будет дальше.
Во время своей прошлой президентской предвыборной кампании в 2012 году Владимир Путин заявил, что судьба России не должна зависеть от одного человека.
Менее чем через два года Вячеслав Володин, нынешний спикер Госдумы, а на то время заместитель руководителя кремлевской администрации, воспрекословил своему начальнику, залихватски объявив: "Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России".
Эти два диаметрально противоположных высказывания представителей высшего эшелона российской властной элиты иллюстрируют фундаментальный парадокс позднего путинизма.
Читайте также: Politico: "Этот миф о великом и ужасном Путине"
Путин, несомненно, системно – и часто безжалостно – консолидировал власть в своих руках.
В нынешнем году он стал правителем России, дольше всего пребывающим у власти после Иосифа Сталина – со времен Сталина не было такого, чтобы судьба России так сильно зависела от одного человека.
Россия, конечно же, будет стоять и после того, как Путин уйдет со сцены. Но будущее политического строя, который он создал и системы патерналистских отношений, которые сделали его самых близких друзей богатыми и могущественными, менее надежно.
Поскольку Путин готовится к тому, что – как полагают многие в Москве, следующий президентский срок будет для него последним, члены его ближайшего окружения волнуются, ведь их надежда и опора становится хромой уткой.
В недавнем номере журнал "The Economist" отметил, что "и либеральные реформаторы, и консервативные традиционалисты" относятся к Путину "как к царю, правящему в 21-м веке". И чем сильнее он становится, тем труднее найти того, кто сможет стать его преемником".
Мало кто сомневается, что Путин будет баллотироваться в президенты и в марте в четвертый раз займет этот пост. Но еще меньше людей знает, что будет дальше.
"Будет нарастать страх, – рассуждает "The Economist" – страх от того, что, как и в случае других русских правителей, уход царя Владимира вызовет турбулентность и потрясения".
Пожизненное правление?
Поэтому неудивительно, что продолжающаяся много лет в московских кабинетах война слухов, спекуляций и утечек на тему надвигающейся перестройки российской политической – являющаяся одной причин бессрочного пребывания Путина у власти – разгорелась по новой.
Владислав Иноземцев, директор московского Центра исследований постиндустриального общества, недавно написал на Snob.ru: существует высокая вероятность совершения некоторой разновидности конституционной реформы, подразумевающей превращение России в "парламентскую республику", в которой Путин сможет "править до конца его дней" в качестве премьер-министра.
"Я бы оценил вероятность таких изменений к 2024 году более, чем в 50 процентов, – они вполне могут быть реализованы после выборов в Думу 2021 года", – полагает Иноземцев.
Читайте также: Международная репутация России: "снизу снова постучали"
Другой ведущий политический эксперт Евгений Минченко дает аналогичный прогноз с аналогичными временными ориентирами, отличие лишь в деталях касательно того, как Путин удержится у власти.
В своем получившем широкую популярность докладе "Политбюро 2.0", где анализируется состояние российской элиты, Минченко пишет, что переговоры о преемнике должны вступить в решающую фазу после выборов в российскую Думу в 2021 года, а для Путина скорее всего будет создана пост-президентская должность и он станет кем-то вроде "русского аятоллы".
Гвардеец почетного караула открывает дверь перед президентом России Владимиром Путиным, Кремль, Москва.
Более того, недавно интернет журнал "Русский монитор" – опираясь на непроверенные утечки из Telegram – заявил, что Вячеслав Володин выдвигает план создания нового Государственного совета России "по примеру китайской модели", который станет "основным исполнительным органом страны".
Путин будет назначен главой Совета, что фактически превратит его в пожизненного верховного правителя России.
Читайте также: Россия после "великодержавия"
Путин "станет не просто президентом Госсовета, но и духовным и национальным лидером России", говорится в репортаже.
Но как отмечает в своем блоге официальный представитель Госдепартамента США, эксперт по делам России Пол Гобл, "без точного указания источника, трудно понять, насколько можно доверять" таким заявлениям.
Но уже то, что они звучат, само по себе весьма показательно.
Вспомним 2007
Все это, конечно, мы уже проходили. Когда десять лет назад к концу подходила вторая президентская каденция Путина, лился поток спекуляций о том, что Кремль готовит схему, чтобы удержать его у власти неопределенно долго.
В ноябре 2007 года делегаты со всей России собрались в Тверской области на хорошо срежессированный съезд в поддержку Путина и умоляли его остаться.
Президент России Дмитрий Медведев и на то время премьер-министр Владимир Путин на съезде партии "Единая Россия", Москва, 2011 год
В конце концов, именно для того, чтобы обойти конституционный запрет на пребывание на посту президента три срока подряд, Путин предпочел временно передать бразды правления Дмитрию Медведеву, стать на четыре года премьер-министром, и вернуться в Кремль в 2012 году.
Но, как отметил оппозиционный журналист и политический обозреватель Олег Кашин, передача власти Путиным Медведеву в 2008 году и рокировка Медведев-Путин в 2011-12 годах, уничтожили саму идею надежной преемственности и превратили ее в "фарс и пародию".
Читайте также: Россия открыла новый фронт против НАТО – The Wall Street Journal
Если бы Путин оставил свой пост и назвал имя преемника, пишет Кашин: "Никто бы ему не поверил", потому что все помнят, как это было в 2008-11 годах.
"Возможно, убедить общество, что все серьезно, смог бы только судебный процесс над Путиным и заключение его в тюрьму", – добавляет он.
Проклятие наследования
Наследование власти уже давно является ахиллесовой пятой высоко централизованной и глубоко персонализированной политической системы России.
Династическая преемственность в царской России не была беспрерывной.
И хотя после смерти Леонида Брежнева в 1982 году смена последних советских руководителей трижды прошла без эксцессов, это было исключение.
Советское государство прошло два затяжных периода передачи власти грязным насильственным путем – от Владимира Ленина Иосифу Сталину и от Сталина Никите Хрущеву, однажды произошел дворцовый переворот – Хрущев был свергнут и заменен Брежневым, и лишь затем Политбюро и Центральный Комитет смогли де-факто институционализировать этот процесс.
Помазание Борисом Ельциным Путина в качестве своего наследника в 1999 году и коронация Путина на постановочных выборах в следующем году фактически подорвали все представления о преемственности через демократический процесс.
Более того, Россия под руководством Путина была деинституционализирована, а это означает, что любой постпутинский переходный период, вероятно, будет бурный.
"Путин зашел в тупик, он слишком тесно связал судьбу системы со своей собственной судьбой, и поэтому режим обречен", – писал Кашин
Любое из "решений", которые выдвигаются с целью удержать его у руля после 2024 года, только оттягивают неизбежное – ведь Путин, которому уже 65, смертен.
"Спровоцирует ли смерь Путина борьбу за власть – возможно, даже насилие? Кто будет сторонами этой борьбы?", – задается вопросом профессор политологии Калифорнийского университета Беркли М. Стивен Фиш в своей недавней статье в "Journal of Democracy".
"При том, что Путин тщательно заботится о стабильности и преемственности, россияне не имеют ни малейшего представления, кто будет править ими завтра, если их лидер сегодня умрет. Да и он сам этого не знает".
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки