Зачем Украине телемедицина
С распространением смартфонов и веб-камер телемедицина - уже давно устоявшаяся практика в профессиональной медицинской среде в Украине. Она дает много дополнительных возможностей, которых мы не имели до появления гаджетов. К примеру, пациент может отправить врачу результаты анализов в мессенджере и ему не нужно ехать, сидеть в очереди, чтобы услышать, что просто надо сдать анализы повторно через месяц. Как практикующий врач, я ежедневно получаю от пациентов десятки результатов их анализов и даю на их основании рекомендации.
Телемедицина – это возможность и для врачей получать консультации опытных коллег, которые часто являются единственными специалистами по определенным патологиям. Теперь к ним не нужно приезжать: можно пообщаться в режиме веб-семинаров, веб-консультаций. В их пределах специалист может дать выводы относительно того, нужна ли операция твоему пациенту. Очень часто это чрезвычайно ценно, особенно в ситуациях, когда речь идет о хронических патологиях, которые не требуют немедленного вмешательства.
В больнице "Охматдет" даже есть специальная комната, в которую приглашают ведущих специалистов, врачей, которые связываются с областями и консультируют коллег по сложным пациентам. Это уже устоявшаяся практика. Для чего нужна вообще такая комната при современных технических возможностях, когда такую связь можно организовать из любой точки, где есть интернет, это уже другой вопрос. Тем не менее, это существует и также является примером телемедицины.
Читайте также: Чтобы не облапошил "эскулап": как выбрать лечащего врача и получить качественную помощь
У нас, врачей, есть свои закрытые группы в мессенджерах. Мы общаемся и консультируемся друг с другом относительно лечения пациентов. Там можно написать: слушайте, у меня есть такой случай, там такое течение, кто сталкивался, у кого есть опыт? Получишь ответ. Это и возможность писать коллегам за границу. Так же, кстати, и пациенты связываются с коллегами за рубежом. Недавно родители одного ребенка, который у нас проходит лечение, направили вопрос врачу во Францию, как быть в их ситуации: нужна ли немедленная операция? Коллега запросил данные МРТ, бронхоскопии и на основе этого сказал им: я не советую оперировать, советую подождать, пусть ребенок подрастет. Это помогло им принять решение.
У меня лично был случай с близкой родственницей – ей стало плохо, вызвали скорую помощь, которая сняла электрокардиограмму, – ее передали в специализированный центр, где специалист исключил инфаркт.
Не следует понимать телемедицину в примитивном ключе, что, мол, покашляйте мне на вебку и будем лечить или как то, что врач будет принимать онлайн плановые роды. Когда я читаю разный троллинг о том, что Ульяна Супрун села перед телевизором и лечит – приложите сюда, приложите туда, – честно говоря, это только невежды такое пишут. Нет, конечно. Все гораздо серьезнее: есть сложные диагностические случаи, есть случаи, которые требуют времени для уточнения диагноза и возможности обратиться к опытным коллегам, в академические институты, не преодолевая тысячи километров. Телемедицина – очень ценное достояние.
Кстати, насчет родов, например, если будет ситуация, что пациентка рожает где-то, условно говоря, в полях. Представьте, что это какая-то ситуация, в которой специалист просто не успеет доехать, но он может связаться с человеком, который находится рядом с роженицей и профессионально проконсультировать ее, что делать. Это часто можно увидеть в голливудских фильмах. Ведь в мире телемедицина – также распространенная практика. В Афганистане для лечения военных широко применяются роботы для оперативных вмешательств. Управляет этим роботом человек, который географически находится в США. Дистанционно он оперирует пациента в Афганистане.
Читайте также: Тысячи людей "за" платную медицину. Но никто не увидел цены на неё – журналист
Конечно, для сельской местности телемедицина является особо актуальным и острым вопросом, ведь большинство амбулаторий до сих пор не оборудованы скоростным интернетом. Я это видел во многих местах, в частности, в горных районах Карпат. Интернет там нужно проводить, как это предусмотрено одобренным законопроектом. В сельских амбулаториях в ближайшее время будут работать семейные врачи. Они могут не быть специалистами в специализированных вопросах, а пациенты к ним будут обращаться. Доступность качественных консультаций у коллег будет для них чрезвычайно ценной возможностью.
Проблемный фактор, который, безусловно, сдерживает распространение телемедицины, – врачи старшего поколения, большинство из которых не владеют навыками работы в интернете. Тем не менее, мы не должны останавливаться. Стоит понимать, что есть много молодых врачей, которые сейчас выпускаются и едут работать в села.
Отмечу, что принятый законопроект - это еще и первый шаг к снятию ряда деликатных вопросов, которые возникают из-за распространения телемедицины. В частности, речь идет о защищенности личной информации пациента. Представьте, что вы известный политик, который не хочет, чтобы о его заболевании узнали избиратели. Конечно, и рядовой украинец нуждается в защите личной информации. Ведь заболевания могут быть и неудобными (к примеру ВИЧ или венерическое заболевание). Сейчас пациент никак не защищен от того, что врач перешлет его данные кому-либо другому, выложит их в сеть. Единственный вопрос, что сам пациент, собственно, должен думать, насколько заслуживает доверия человек – врач, которому он отправляет информацию. Механизма наказания за разглашение информации в нынешних реалиях нет. Если же общение между врачом и пациентом будет происходить через специализированные интернет-платформы, порталы для телемедицины, создание которых предусмотрено законопроектом, - это уже другое дело. Конфиденциальные данные будут защищены, а за их разглашение может быть предусмотрено наказание.
Еще один вопрос – это ответственность врача за предоставленные пациенту рекомендации. Когда, например, в отделение больницы приходит консультант, он после консультации оставляет запись, которая имеет юридическую силу. Сейчас теоретически можно попробовать доказать вину врача за консультацию, которая имела плохие последствия. Теоретически можно сделать скриншоты переписки и идти с ними в суд. Только я о таких процессах, а тем более приговорах, не слышал. Если это будет на законодательном уровне упорядочено, станет намного проще. Ведь ошибки допускаются и при очной консультации. Так же, как и реализация полученных от консультанта знаний, – то, насколько эффективно они будут применены, – зависит только от умения и навыков персонала, который их получил. В этом телемедицина бессильна.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки