Stratfor: Намеки на продвижение в украинском конфликте
Минувшая неделя оказалась очень насыщенной в смысле переговоров по проблеме украинского конфликта. В понедельник, 13 ноября, Курт Волкер, специальный представитель США в Украине, встретился с помощником российского президента Владиславом Сурковым в Белграде, Сербия, чтобы обсудить предложение Москвы о развертывании миротворческих сил на востоке Украины.
Спустя два дня президент России Владимир Путин призвал лидеров самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР" обсудить обмен пленными между сепаратистами и Украиной. Затем, в четверг, 16 ноября, представительница украинских спецлужб подтвердила, что киевское правительство готово провести обмен.
Читайте также: The Washington Times: Почему Трампу нужно вооружить Украину?
Сами по себе эти события не представляют собой серьезного прорыва в почти четырехлетнем конфликте на востоке Украины. Обмен пленными проводился уже не раз, а встречи российских и американских чиновников, на которых обсуждается украинский конфликт, вряд ли можно назвать чем-то необычным. Тем не менее, контекст и выбор момента для этих событий указывают на то, что, вполне возможно, они являются предвестниками гораздо более серьезных перемен.
Начнем со встречи Суркова и Волкера — это их третьи переговоры за последние четыре месяца. В ходе этой встречи представители США и России впервые обменялись предложениями о формировании миротворческой миссии ООН на Донбассе с того момента, когда в сентябре Путин выдвинул эту идею.
Волкер и американская делегация, по некоторым сообщениям, выдвинули 29 предложений касательно миротворческой миссии, однако Сурков и члены российской делегации ответили, что Кремль готов принять только три из них. Пока детали этих планов не были обнародованы, однако позиции сторон уже хорошо известны.
Читайте также: Премьер-министр Великобритании Путину: "Мы знаем, что вы делаете", – Bloomberg
Москва считает, что развертывание миротворческой миссии ООН должно быть ограничено линией соприкосновения между силами украинского правительства и силами сепаратистов. Между тем Вашингтон согласен с Киевом в том, что миротворцы должны иметь доступ ко всей территории Донбасса, включая границу между сепаратистскими территориями и Россией.
Сохраняющиеся разногласия по поводу масштабов и полномочий миротворческой миссии, возможно, объясняют, почему российская сторона отвергла большинство предложений США. Но несмотря на разногласия, за последние несколько месяцев Россия и США увеличили темпы и интенсивность своих консультаций по вопросу об урегулировании украинского конфликта. Более того, Волкер и Сурков подтвердили, что они продолжат дискуссии, чтобы попытаться выработать "способы решения этой проблемы".
Одним из элементов решения может стать очередной обмен пленными. Планируется, что по своим масштабам этот обмен станет крупнейшим за весь период конфликта: Киев отпустит более 304 человек в обмен на 74 человека, которых должны отпустить сепаратисты. Более того, телефонные переговоры Путина с главами ДНР и ЛНР — первый официально признанный контакт с лидерами ополченцев — свидетельствуют о том, что российский президент берет на себя более значимую роль в переговорах. Его участие в подготовке этого обмена также указывает на то, что недавняя встреча Волкера и Суркова — это прелюдия к более содержательным переговорам в будущем.
В совокупности с повышением интенсивности дипломатического участия в урегулировании украинского конфликта обсуждение вопроса об очередном обмене пленными может указывать на то, что Россия пересматривает свою позицию по Украине. Но это не значит, что Москва уже готова уступить.
Для того, чтобы согласиться на те условия, которые США и Украина выдвинули в отношении размещения миротворческой миссии ООН на Донбассе, Москве придется фактически отказаться от проведения своей сегодняшней политики в регионе. В конце концов, оружие и военные, которые пересекают границу между Россией и сепаратистскими территориями, являются ключевой причиной продолжения конфликта между сепаратистами и украинскими войсками.
Вместо этого Москва, возможно, пытается воспользоваться возможностью представить себя в роли более конструктивного участника переговоров с Украиной и Западом. Демонстрируя готовность сотрудничать в таких вопросах, как обмен пленным, Москва готовит почву для того, чтобы обходить острые углы на переговорах и заложить основу для компромисса в будущем.
Между тем, такая стратегия может не только предотвратить ужесточение антироссийских санкций со стороны США и Евросоюза, но и предоставить администрации Путина больше возможностей для маневров в преддверии президентских выборов, которые пройдут в России в следующем году. Что еще важнее, обсуждение украинского конфликта позволяет России выиграть время, пока она пытается "набрать вес" в отношениях с Западом в других областях пересечения их интересов, таких как Сирия и Северная Корея.
Несмотря на проблески прогресса в переговорах по Украине, война, вероятнее всего, в ближайшее время не закончится, как не закончится и противостояние России и Запада. Те силы, которые лежат в основе этих двух конфликтов, пока никуда не исчезли.
Однако, как показывают события последних нескольких дней, подход России к этим вопросам меняется, что, вероятно, даст возможность в будущем начать более конструктивные переговоры.
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки