MENU

The Washington Post: Украинцы недовольны своей революцией. Возможно, не без причин

2815 0

Энн Аппельбаум:

В прошлый вторник Украина отмечала четвертую годовщину мирных протестов, которые переросли в кровавую революцию. Чтобы почтить память погибших, президент Украины Петр Порошенко посетил центральную площадь столицы, где в конце 2013 – начале 2014 прошли трагические события. Вместе с премьер-министром и спикером парламента президент и его супруга возложили цветы к памятнику в честь десятков людей, убитых во время революции снайперами-спецназовцами незадолго до позорного  бегства из страны предшественника Порошенко, после которого  тысячи людей погибли в ходе войны на востоке страны.

Утром в прошлый вторник я была в Киеве, но не смогла посетить мемориальные мероприятия, не в последнюю очередь потому, что приезд кортежа президента вызвал большую пробку в центре города. Мне пришлось переносить встречи, пришлось искать новые места для этого. Люди жаловались – но в каком-то смысле это была хорошая новость.

В 2014 году многие опасались, что вторжение России, последовавшее за Революцией Достоинства, закончится оккупацией Киева. Но вместо этого, к счастью, в 2017 году украинская столица страдает лишь от ужасной дорожной обстановки. И это намного лучше, чем могло быть. Несравненно лучше. Ну, если вы не водитель автобуса – в этом случае ситуация катастрофична.

Читайте также: Дацюк: Революція Гідності продовжується і її рано переводити в статус "меморіальної"

Возможно, это тривиальный пример, но сейчас любой разговор об Украине имеет примерно такой вид: за 10 минут можно услышать речи широкого спектра эмоционального окраса – от оптимизма, до пессимизма, от гордости за революцию до злости от того факта, что многие цели до сих пор не достигнуты.

Оценка зависит от того, кто ее выносит, и, что более важно, от ожиданий, какие были у этого человека четыре года назад. В своей новой книге "Украинская ночь" Марчи Шор описал, как Революция Достоинства трансформировала жизни многих из тех людей, кто в ней участвовал. Вынужденные, внезапно для самих себя принимать решения, касающиеся жизни и смерти, обычные украинцы рисковали своими жизнями, чтобы поднять протест против несправедливого правительства, против коррупции, против диктатуры в пользу иного, "Европейского"  будущего.

"Лайки в "Facebook" не в счет!" – так звучал один из призывов к протесту. После революции некоторые украинцы пошли воевать против российского агрессора – другие собирали деньги на нужды солдат. Тот момент можно назвать "концом амбивалентности". Это объясняет, почему четыре года спустя многие, кто вошел в правительство, присоединился к парламенту или присоединился к движению за изменения в своей стране, испытывают разочарование.

Читайте также: Руслана: Мені бракує культурної революції. Давайте знімемо з себе шаровари

Чтобы внести ясность, скажу: нынешнее руководство Украины в течение последних четырех лет добилось большего, чем все предыдущие постсоветские лидеры страны за два десятилетия. При Порошенко был принят закон о банковской реформе, проведена реформа  здравоохранения, проведена получившая противоречивые оценки реформа газового сектора (газовый сектор до сих пор являлся главным источником крупномасштабной коррупции). В стране внедрена и получила широкое распространение система электронных закупок, предназначенная для ликвидации коррупции.

После долгой  драматичной рецессии экономика, наконец, показывает рост и набирает обороты, самая  высокая активность наблюдается  в технологической отрасли. Также видны попытки, где-от более активно, где-то менее, радикально изменить  подход к высшему образованию. В Киево-Могилянской академии студенты изучают множество предметов: от информатики до истории и финансов. Я спросил ректора, какой процент студентов  владеет английским. "Они все", – ответил он мне.

Эти изменения были совершены на фоне продолжающегося конфликта, который, как кажется, со временем становится все более странным и бессмысленным. На этой неделе в результате переворота произошла смена "правительства" одного из крошечных  поддерживаемых Россией квази-государств, созданных "повстанцами" на востоке Украины. Ряд таинственных убийств, тысячи кибератак на разные объекты, от частных компаний до государственной электросети, также являются характерными особенностями гибридной войны. Вытесненные из страны украинские олигархи проводят информационные кампании против правительства как внутри страны, так и за ее пределами.

Читайте также: Порошенко не захотел или не смог стать президентом всех украинцев – Мочанов

Но борцы с коррупцией и оппозиционные политики не удовлетворены ни списком достижений, ни аргументами о том, что чрезвычайные препятствия не позволили быстрее  внедрить реформы. Их лагерь хочет, чтобы лидеры государства решительно порвали с прошлым. Они хотят, чтобы антикоррупционные институты давали практические результаты. Они хотят положить конец распрям между правоохранительными ведомствами. Они жалуются, что украинские спецслужбы, сообразно прежним плохим привычкам, до сих пор преследует политических оппонентов нынешнего режима.

"Дан старт многим преобразованиям, – сказал мне один из депутатов украинского парламента. – Но у нас нет ощущения, что они необратимы". Может быть, это поколение украинских реформаторов нетерпеливо, но, возможно, оно имеет право  быть таковым.

Если вы полностью изменили жизнь ради своей страны, неудивительно, что вы хотите, чтобы страна изменилась тоже.

Оригинал на The Washington Post

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини