Atlantic Council: В Украине и Молдове реформ жаждут граждане, но не правительства
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман и его молдавский коллега Павел Филипп во время встречи в Одессе, Украина, 8 сентября 2017 года.
1 декабря Европейский союз принял решение не выделять Украине обещанные 600 млн. евро за отказ провести реформы в четырех сферах. Но условия сделки остаются в силе – поступление траншевых средств приостановлено до тех пор, пока Украина не выполнит свои обязательства.
Между тем, за неделю до этого решения на саммите Восточного партнерства ЕС согласился выделить Молдове финансовую помощь в размере 100 млн. евро. К сожалению, существует высокая вероятность того, что молдавское правительство пойдет по тому же пути, что и Киев, громко заявляя о намерениях провести глубокие и всеобъемлющие реформы, а фактически силясь избежать каких-либо значительных изменений, которые могут оказаться болезненными для пустивших корни заинтересованных групп.
В конце концов, несмотря на стороннее стимулирование позитивных действий, правительство, которое принципиально не хочет никаких перемен, найдет способ саботировать реформы, получая при этом средства. Процесс можно затягивать до бесконечности, используя различные оправдания, откладывая выполнение реформ до нового избирательного цикла, и создавая условия, при которых новое правительство должно начать все заново.
Читайте также: Для борьбы с олигархами нужен человек с опытом, волей и глубокими знаниями той кучи, которая называется элитой – журналист
Именно это происходит сейчас в Молдове. Кишинев согласился выполнить двадцать восемь условий, но есть веские основания подозревать, что он будет имитировать активность, избегая выполнения трудных задач, обозначенных в соглашении, касающихся внедрения демократических норм, соблюдения прав человека и создания многопартийной системы.
Эксперты открыто говорят о высокой вероятности сценария, в котором Молдова получит только один или два из трех запланированных траншей. Правительство возьмется за те реформы, которые, по его мнению, менее болезненны, но даже не будет планировать внедрение самых важных, большинство из которых указаны в условиях предоставления последнего транша – как это случилось с реформой судебной системы несколько месяцев назад. То же самое произошло и с Украиной, ЕС, и программой помощи от МВФ в размере 17,5 млрд. долларов.
Примечательно, что молдавское общество продемонстрировало готовность к изменениям, даже если они ущемляют некоторые интересы молдаван. Например, вопреки ожиданиям, запрет на курение, введенный в 2015 году, вызвал несущественное общественное сопротивление. Люди добровольго подчинились. Точно так же никаких протестов не вызвало решение установить камеры наблюдения на дорогах для повышения безопасности движения и ввести более жесткие наказания за вождение в нетрезвом виде.
Получает распространение электронное управление. Широко обсуждается реформа образования, общество полностью поддерживает реформы, направленные на искоренение коррупции. Эти примеры объединены общим признаком: они воспринимались обществом как справедливые и универсальные и применялись ко всем, без каких-либо исключений, фаворитизма или попустительства.
Читайте также: Что мешает Украине стать "новой Польшей" или даже "новой Румынией", не говоря уже о Южной Корее
Но перечень таких реформ невелик; кроме вышеуказанного, в Молдове, за последние десять лет для рядовых граждан, пожалуй, не изменилось ничего. При том, что общество жаждет преобразований, властям это не нужно.
Более того, время от времени правительство предпринимало радикальные меры, которые противоречат его заявленной цели – приблизить Молдову к демократии. Например, в июле 2017 года молдавский парламент коренным образом изменил систему голосования, что было признано серьезным ударом по демократии и плюрализму. Это было сделано с полным нарушением процедур в условиях отсутствия прозрачности, консенсуса и конструктивного диалога, вопреки позиции экспертов Венецианской комиссии.
Неуклонное внедрение демократических норм и принципов соблюдения прав человека следует рассматривать как предпосылки для любой осмысленной дискуссии о европейском будущем Молдовы или Украины. Движение в этом направлении должно стать мерилом отношений между Европейским Союзом и этими странами, при этом правительства практически каждый день должны отчитываться о том, насколько они соответствуют этим стандартам. Молдове нужно финансирование для того, чтобы выжить, но любая финансовая поддержка, обозначенная как «безусловная», или с достаточным пространством для выборочного подхода к осуществлению реформ, будет стоить слишком дорого, позволяя ослаблять демократию и нивелировать европейские ценности.
Читайте также: Дацюк: Поки що ми інтелектуально програємо майбутнє
Европейскому совету, Европейскому парламенту и Европейской комиссии следует следить за усилиями и оценивать общий прогресс, достигнутый правительством на каждом этапе. Важно придерживаться критического отношения к информации, поступающей из различных учреждений, всегда прислушиваясь к альтернативному мнению независимых аналитических центров.
Европейский союз должен напрямую общаться с молдавским и украинским обществом, подчеркивая, что он поддерживает людей, а не правительства.
Власти Украины и Молдовы должны трудиться над тем, чтобы использовать возможности, предлагаемые Европейским союзом, в интересах своих граждан. Молдаване и украинцы не заслуживают меньшего.
Оригинал на Atlantic Council
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки