MENU

Цой и Высоцкий – обратная сторона совка

4186 0

Сейчас, наверное, кому-то очень больно. И мне не в последнюю очередь. Директор института национальной памяти Владимир Вятрович назвал Высоцкого, Цоя и Булгакова "изящными щупальцами "русского мира". Это очень обидело многих патриотов Украины: руки прочь от Цоя, Булгаков – наше всё, Высоцкий – кривое зеркало совка, и всё такое. И вообще, нечего нам навязывать, что нам слушать, смотреть и читать.

И, тем не менее, все наши советские фетиши – не более, чем якоря этого совка. От совка, кстати, неотъемлемые. Атавизмы и рудименты. Хвоста уже нет, но хаб на копчике ещё не зарос.

"Группа крови" занимает одно из первых мест в рейтинге ста лучших рок-песен ХХ века в СССР. О чём она – одному Богу известно. Одни говорят, что о войне в Афганистане, другие – о наркомане, спрыгивающем с иглы. Сегодня для меня лично это гимн российского "ихтамнета", взявшего ипотеку и отрабатывающего её на Донбассе. Группа крови на рукаве, порядковый номер на рукаве – и то не у всех. Да, представьте, в пятнах Роршаха я вижу войну на Донбассе. Подозреваю, что не я одна.

Читайте также: Ми ще довго будемо вихаркувати з себе "рускій мір" разом із совком

Что, кстати, случилось в конечном итоге со всеми этими Бутусовыми, Сукачёвыми, "Агатами Кристи", "Алисами", Чичериными и прочими культовыми личностями российского рока? То-то же. Уж сколько их упало в эту бездну. И уже всё равно, что они там пафосно пели перед распадом совка. Как оказывается, протестная конъюнктура в совке – это тоже конъюнктура. Выпуск пара в свисток. "Виктор Цой, благослови застой!" – кто это помнит? Кто может объяснить причину появления этой фразы? А я её помню уже почти 30 лет. Почему-то так устроен мозг, что помню.

Высоцкий, которого любит обыватель, – это Аркадий Райкин в шансоне. Ему давали гастролировать, в том числе за границей. Он выпускал пластинки на фирме "Мелодия". Да где ж он антисоветчик? И да, я любила Высоцкого, с его жирафом, которому видней, с бедой на весеннем льду и с полями, постеленными влюбленным. Ритм и юмор Высоцкого явно выигрывали на фоне занудных ВИА "Поющие усы". Но однажды (уже шла война на Донбассе, ага) я словила себя на том, что пою "Как по Волге-матушке, по реке-кормилице все суда с товарами, струги да ладьи…". Тьфу, изыди, сатана!

А на этой песне я росла:

Не пугайтесь, когда не на месте закат,

Судный день – это сказки для старших,

Просто Землю вращают, куда захотят,

Наши сменные роты на марше.

Про судный день — хорошо сказано. В России до сих пор не верят про судный день. Потому что "куда захотят". "Дедывоевали".

Потом кто-то подарил книгу стихов Высоцкого, и я познакомилась с его псевдотюремной лирикой – "Зэка Васильев и Петров зэка": "Нас каждый день мордуют уголовники, а главный врач зовёт к себе в любовники". Подростковый мозг не справлялся с постановкой вопроса – и с сексуальной, и с иерархической. Потом оказалось, что Высоцкий и не воевал, и не сидел. Но удачно имитировал военно-уголовную романтику. Это сейчас в России популярен литературный жанр с попаданцами. А в конце 1970-х роль попаданца сыграл в том числе Высоцкий. А вы помните его в фильме "Интервенция"? Вишенкой на торте стала роль циничного МУРовца Жеглова в "Месте встречи изменить нельзя". Там он больше похож на охотника, чем на стража закона – без грамма эмпатии, с очень размытой палитрой моральных принципов. Он убил Левченко как охотник – не удержал азарт. Да понимаю, это не он, это Говорухин с Вайнерами. Но он же не отказался от роли, сыграл. "Ты убил человека. — Я убил бандита". А сейчас его соотечественники вот так убивают "укрофашистов". Да-да, не показывайте мне пятна Роршаха.

Читайте также: Ностальгирующим по Высоцкому. Узнайте себя в этих несчастных детях из бывшей колонии

А ещё есть Тальков, Валентин Пикуль (зачитывалась "Фаворитом" до умопомрачения), "Ирония судьбы" (из дня сегодняшнего этот невротический трэшак смотреть очень тяжело без барбовала)… Да, как историческая хроника, описывающая интеллектуально-моральные судороги среднестатистического советского человека, это, наверное, интересно. Но если это смотришь или читаешь без специфического научного интереса – один немой вопрос в конце: "Как мы в этом маразме жили?". Ни Цой, ни Высоцкий, ни Тальков не были могильщиками совка. Они были просто его обратной стороной, непарадной, неофициальной. Им просто дали показать наше второе лицо. Мистер Джекилл и мистер Хайд. Двуликий Янус. И они прекрасно объясняют, почему мы все провалились в чёрную дыру в начале 1990-х. Настоящие разрушители совка сидели, принудительно лечились в психиатрических клиниках, а не записывались на студии "Мелодия".

В силу возраста отношу себя к птеродактилям – видела Брежнева живьём. Но у меня поздние дети. И они, спрашивая о совке, интуитивно ставят правильно вопрос: "Мам, а в вашей старине (древности) мобильные телефоны были?". Нет, лапочки, у нас в древности не было ни интернета, ни Google, ни мобилок – ничего. Потому что товарищ Брежнев, которого ваша мама видела живьём, засунул величие своей страны в Афганистан. И получили мы по своему величию технологическими санкциями. Поэтому в нашей великой стране ЭВМ обслуживало 30 человек, как пирамиду Хеопса. Зато у нас были Анжела Дэвис, Фидель Кастро, Патрис Лумумба, Чарльз Хайдер. Высоцкий, Д’Артаньян, мушкетёры, гардемарины, неуловимые мстители, панфиловцы, "дедывоевали". Разве что Шерлок Холмс был хорош. А миелофон мы просрали.

Кстати, при Сталине, говорят, был очень вкусный пломбир, по 19 копеек. Ёшкин кот, так и вижу фотошоп картины Верещагина "Апофеоз войны" с этой мороженкой на верхушечке горы из черепов.

Татьяна ДЕРКАЧ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини