Оккупированный Крым и "бесполезные санкции"
3 февраля в центре Симферополя провели митинг против антироссийских санкций, на который, по версии местных "властей", собралось не менее 10 тысяч человек. Выступая вместе с протестующими, российский "глава парламента Крыма" Владимир Константинов уверял, что крымчане уже даже не вспоминают о санкциях, а экономика полуострова уверенно развивается. Ответа на вопрос, зачем протестовать против "бесполезных санкций", в крымском театре абсурда вы не найдете. А реальность демонстрирует, что ограничительные меры Запада все же работают, превращая экономику Крыма в тяжелую для российского бюджета ношу, пишет Евгения Горюнова специально для "Крым.Реалии"
Инвестиционная непривлекательность
После аннексии Крыма инвестиционный поток резко сократился. Если в 2012 году общий объем инвестиций в АРК составил 18,3 млрд грн (порядка $2,3 млрд), то в 2016-м в полуостров вложили только $1,1 млрд.
После аннексии полуострова основной поток инвестиций – это деньги российского бюджета, которые составляют почти 60% всего объема вложенных средств. Западные компании вкладывать деньги в Крым не могут из-за введенного в ЕС и США запрета на инвестиции в оккупированный регион. Поэтому в 2016 году сумма иностранных вложений достигла только $38 млн. Кто является этими загадочными инвесторами, установить невозможно, потому что в Крыму скрывают эти данные, мотивируя целями безопасности. Однако вполне возможно, что под маркой иностранных инвестиций в Крым приходят средства из офшоров, где богатые россияне прячут свои капиталы от налогов. Хотя и российский бизнес тоже не торопится инвестировать в Крым, опасаясь все тех же западных санкций. Те же, кто по собственной или путинской воле все же пришли на полуостров, стараются впоследствии получить максимальные прибыли, чтобы оправдать экономические и имиджевые потери от работы в Крыму. Поэтому после ввода в строй нового аэровокзального комплекса в аэропорту Симферополя запланировано повышение тарифов и сборов на 40-70%. Вполне логично, что инвестору нужно в короткие сроки вернуть потраченные средства, что неминуемо приведет к росту цен на авиабилеты. Не удивлюсь, если через месяц после запуска моста через Керченский пролив проезд по нему тоже сделают платным – хотя бы для определенных категорий транспорта.
Внешняя торговля под санкциями
Еще печальнее обстоит дело с внешней торговлей полуострова, оборот которой сократился в десятки раз. Если в 2013-м внешнеторговый оборот Крыма превысил $2 млрд, то в 2016 году он составил всего $114,7 млн. За 9 месяцев 2017-го оборот внешней торговли не смог превысить даже $70 млн.
Читайте также: "Африканизация" Крыма под российской оккупацией
Из-за санкций Крым не может экспортировать свою продукцию в страны Евросоюза, если она не маркирована как украинская, а также лишен возможности покупать европейское оборудование для ряда отраслей (энергетика, телекоммуникации). В результате объем крымского экспорта после аннексии полуострова сократился в 19 раз, а импорта – в 15,6 раза.
Замена европейской техники на китайские аналоги существенно снижает качество производимых товаров и оказываемых услуг. Но в некоторых случаях такая замена невозможна, поэтому россиянам приходится идти на хитрости или прямой обман, чтобы обойти санкции.
Так, летом 2017 года в Крым под покровом ночи были завезены турбины немецкой корпорации Siemens для строящихся крымских ТЭС. Согласно действующему соглашению, турбины предназначались вовсе не для Крыма, и в немецкой компании неоднократно акцентировали внимание на том, что эта техника не должна попасть на аннексированный полуостров. Однако в России решили иначе и придумали выдать немецкие турбины за модернизированные российские, использовав для этого совместное с Siemens предприятие "Силовые машины". Все претензии немецкой стороны российский суд отверг.
Однако в конце января нынешнего года российские компании-участники этой аферы, "Силовые машины" и подрядчик строительства крымских ТЭС – ООО "Технопромэкспорт", который поставил турбины в Крым, попали под санкции США, что неприятно удивило российских бизнесменов, которые заявили о незаконности введенных против них санкций.
Конечно, россияне могут радоваться, что смогли всех обмануть и провезти турбины в Крым. Но теперь перед ними стоит не менее сложная задача – наладка и запуск немецкого оборудования, и с этим, судя по переносу сроков ввода ТЭС в строй, в Крыму возникли большие сложности. Сам подрядчик строительства – ООО "Технопромэкспорт" – просит у правительства России дополнительно 3 млрд рублей на запуск электростанций.
Но самая главная проблема, что разразившийся скандал стал уроком для остальных европейских компаний, которые панически боятся самого упоминания о контактах с Крымом, ибо это грозит их деловому имиджу.
Читайте также: Во сколько российским захватчикам обходится оккупированный Крым
По мнению российского политолога Лилии Шевцовой, Россия уже получила на Западе клеймо "прокаженной", поэтому любые отношения с ней могут пагубно сказаться на имидже западных политиков и бизнесменов. "Россия становится символом неприятностей, которых следует избегать", – утверждает она.
Санкции и крымские предприятия
Ощутимый урон западные санкции нанесли крымским предприятиям. Летом 2014-го под санкции Евросоюза попали "национализированные" россиянами Керченский и Севастопольские морские порты, НПАО "Массандра", агрофирма "Магарач" и завод шампанских вин "Новый свет". Позже "черный список" пополнился другими крымскими компаниями.
В результате санкционных мер убыток крымских морских портов в 2015 году вырос в 18 раз в сравнении с 2014-м – с 13,8 млн до 248 млн рублей. Убыток порта Ялты в 2016 году составил 155,9 млн рублей, а в евпаторийский порт в 2016-м зашло лишь одно иностранное судно – сухогруз из Турции. С прибылью работает только порт Керчи, через который везут товары из России.
Конечно, далеко не все соблюдают международный запрет на заход судов в порты оккупированного Крыма. По данным прокуратуры АРК, после аннексии было зафиксировано 655 заходов морских судов в закрытые порты Крыма. Однако, как свидетельствует статистика, эти контрабандные визиты не приносят прибыли крымским портам. В результате "ГУП "Крымские морские порты" к концу 2017 года оказалось в "шаге от банкротства" с долгом в полмиллиарда рублей.
Не в лучшем положении находится и винодельческое объединение "Массандра", которое забрало под свой контроль Управление делами президента России. По информации местных СМИ, гендиректор Янина Павленко, угощавшая Путина с Берлускони хересом 1775 года, собралась увольняться. И хотя на предприятии слухи о кризисе опровергают, ни для кого не секрет, что после аннексии объединение столкнулось с серьезными трудностями: санкции свели к минимуму экспорт продукции, который ранее приносил до 30% прибыли. А для россиян, привыкших к иным напиткам, марочные вина "Массандры" оказались слишком дорогими.
"Бесполезные", с точки зрения российской "власти" Крыма, санкции наносят удары по экономике полуострова. Кремль старается смягчить эти удары вливаниями из бюджета, но эти меры кардинально ситуацию изменить не смогут, поэтому реального экономического роста в Крыму ожидать не следует. А вот кризис с последующей стагнацией полуострову обеспечен.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки