Newsweek: Мы можем научить Трампа, как бороться с путинской Россией
Андриан Канду, спикер парламента Молдовы:
Здесь, на востоке Европы, в тени России, мы наблюдаем за тем, как постепенное раскрывается вмешательство Москвы в политику США. Как Соединенные Штаты, величайшая держава мира, реагирует на подобные посягательства?
Мы на протяжении многих лет имели дело с российским вмешательством – с момента распада Советского Союза, – мы постоянно адаптируемся и ищем новые способы противодействия этому незаконному влиянию. Недавно приняв у себя коллег из Украины и Грузии на конференции по безопасности, я могу сказать с уверенностью, что эти страны региона добиваются больших успехов в своих усилиях, но западная поддержка сейчас важнее, чем когда-либо.
Самые большое различие между нашей ситуацией и той, в которой находится Вашингтон – наличие у наших стран непосредственной границы с Россией и физическое присутствие российских военных сил, контролирующих некоторую часть территории каждого из трех государств. Над нами висит постоянная значительная и всепоглощающая угроза роста захватнических аппетитов нашего соседа. Россия контролирует 11% территории Молдовы, оккупация Приднестровья продолжается долгие годы. В случае Соединенных Штатов, это было бы равносильно примерно тому, что российские войска удерживают Техас и Калифорнию.
Читайте также: The Washington Post: Россия нацелилась в самое уязвимое место интернета. Что предпримет Америка?
Мы говорим на том же языке, что и наш доминирующий сосед. Здесь, в Молдове, большинство наших граждан говорит по-русски, а также по-румынски (молдавский диалект), 75% наших телевизионных программ идет из Москвы. Если российские тролли достаточно преуспели в одурачивании англоговорящих американцев, то на своем родном языке они действуют еще успешнее.
В ответ наш парламент запретил российскую пропаганду и дезинформацию на определенных российских телеканалах, транслируемых в молдавском эфире. Это важный шаг в искоренении российского влияния на нашу политику и население.
Мы продолжаем продвигаться вперед, следуя нашим западным устремлениям, одновременно выстраивая конструктивные отношения с Россией. Мы никогда не сможем полностью отмежеваться от России ни в культурном, ни в политическом, ни в экономическом плане, но мы сосредоточены на укреплении отношений с ЕС, НАТО (благодаря программе «Партнерство ради мира») и США.
Грузия, Украина и Молдова – активные члены программы Восточного партнерства ЕС, которая была запущена Польшей и Швецией в 2009 году для углубления политической ассоциации и экономической интеграции с новыми демократиями, расположенными на восточном фланге Европы. Внедрение программы стало возможным благодаря компромиссу между интересами государств-членов ЕС и высокими амбициями сторонников проекта, но, я полагаю, большинство европейских стран сегодня оцениваю эту идею как успешную.
Читайте также: The Washington Post: Правительства США и Великобритании предупреждают бизнес во всем мире о российской кампании по взлому роутеров
Несмотря на отсутствие сроков или четкого пошагового плана для вступления в ЕС, плодами сотрудничества в рамках программы для Молдовы, а также Украины и Грузии, стало проведение реформ, содействующих расширению экономических рынков, согласование законодательства наших стран с европейским, либерализация визового режима и обеспечение реального импульса для внутренних демократических преобразований.
Желание видеть позитивные изменения проявляется как извне – со стороны Запада, обеспечивающего внешнее давление, так и изнутри – со стороны граждан, требующих улучшения качества жизни. Это также помогает усиливать нашу безопасность. По мере укрепления наших государственных институтов и верховенства закона, у нас появится больше возможностей противостоять незаконной деятельности, которую проводит в наших странах наш большой сосед.
США благословлены сильными институтами, которые совершенствуются на протяжении более 200 лет.
Это позволяет государству проводить методичную работу по обезвреживанию российских цифровых вторжений. Время возникновения нашей демократии – 1991 год, поэтому наши институты не так сильны.
Читайте также: Епідемія фейків: як полагодити інтернет
Между тем, в таких условиях мы можем добиться больших успехов за более короткое время. Нужно предпринимать меры, которые, независимо от того, когда произойдет интеграция в ЕС и НАТО, помогут нам стать лучшей, процветающей страной на благо наших граждан. Мы по-прежнему обращаемся к Соединенным Штатам за вдохновением и помощью, и это никогда не изменится.
США редко нуждаются в уроках стран столь небольших, как наша, но, учитывая наши общие угрозы и близость Молдовы к источнику, возможно, наш опыт может быть полезен. В то время как США продолжают бороться с российской угрозой своей демократии, не забывайте, что мы находимся на передовой линии российской гибридной кампании влияния и распространения разногласий.
В таком качестве Молдавия, Украина и Грузия обещают более тесное сотрудничество с нашими западными партнерами для обмена информацией об общей угрозе – и в борьбе с этой угрозой. После стольких лет помощи и щедрости со стороны Запада, послуживших нам во благо, мы готовы отплатить за это.
Найкращі публікації з блогів відтепер у твоєму месенджері! Підписуйся на UAINFO у Telegram: https://t.me/uainfo_org
Оригинал на Newsweek
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки