Выход из ловушки: как легализовать зависшую "в воздухе" евробляху?
Многие украинцы, пригнавшие себе нерастаможенную машину, столкнулись с тем, что фирма, на которую зарегистрирован автомобиль, исчезла, или не выходит на связь хозяин-иностранец. Такие автомобили «повисли в воздухе»: на них нельзя законно сделать перезаезд, а потеря регистрации, вдобавок, в случае попадания на штрафплощадку, означает невозможность ее оттуда забрать. В интернете появляются разные схемы, как вернуть автомобиль в правовое поле, но, как разобрались Autonews.ua, далеко не все работают.
Предложили регистрацию «на автоклуб»
На днях решение этой проблемы предложили в «Авто Евро Силе». Там говорят, что им удалось договориться с литовским автоклубом, который готов взять «воздух» к себе.
«Мы связались с местным литовским автоклубом. Это компания, которая объединяет автолюбителей в Литве. У них есть чистые, прозрачные, понятные документы. У них есть бухгалтерская отчетность, они платят налоги. Это своего рода их общественная организация. Это прозрачная компания, которая есть в реестре организаций, всю информацию по ней можно проверить. Что они нам предложили. Всем тем людям, которые сомневаются в том, что у них за компания, надежна ли она, или выяснилось, что по идут какие-то расследования и есть угроза ареста, или директор пропал, этот автоклуб предоставит возможность поменять регистрационные документы на автомобиль с ненадежной компании на этот автоклуб. Это одно из возможных решений, но мы до вас его доносим», — сказали в видеообращении руководители АЕС.
Без согласия фирмы передача невозможна
На первый взгляд такое решение очень простое и изящное: из ненадежной фирмы машина попадает под опеку проверенного автоклуба, а украинец продолжает ездить на ней дальше. Но есть проблема: с точки зрения литовского и международного права без согласия собственника (той самой «мертвой» фирмы) ни один нотариус не разрешит передать машину автоклубу.
Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААД) Олег Назаренко, изучавший литовское законодательство, по просьбе Autonews.ua объяснил, что по литовским и международным законам может, а что не может происходить с имуществом фирмы-банкрота.
Читайте также: Удар ниже пояса: для "евроблях" объявили новые правила
Первый вариант: компания обанкротилась
Согласно действующему литовскому законодательству, при банкротстве компании никакой автоклуб не может забрать ее имущество. В Литовской республике есть закон о банкротстве. В первую очередь автомобили компании-банкрота уходят в доход государства на выплату налоговых недоимок. Все имущество, которое останется после уплаты налоговых недоимок, уходит компаниям-кредиторам. А когда компания банкротится, значит она кому-то должна.
Второй вариант: директор не выходит на связь
Если директор умер, значит ведется процесс наследования и фирму получают его наследники. Если директор просто не выходит на связь, значит у него есть для этого какие-то причины. И это не является основанием для того, чтобы лишить его имущества.
Третий варинат: фирма закрылась, исчезла, не платит налоги
В таком случае существует специальный закон Литовской республики, по которому начинается ликвидационный процесс через какой-то период, когда она перестает сдавать налоговые отчеты. В таком случае все идет по схеме, похожему, как в первом варианте.
Загнали себя в ловушку
«Дело в том, что когда в 2013-14 годах создавалась эта схема, никто не верил, что будет возможен разговор о легализации. Все фирмы, которые создавались украинцами в Литве, были мертворожденными. Была задача поставить автомобиль на учет, нацепить литовские «бляхи», привезти в Украину, а дальше пусть ездит человек, пока не попадется или пока не сдаст машину на разборку. То есть, во-первых, все экономили и никто не хотел платить каждый месяц деньги литовскому директору фирмы, те же $150, плюс платить минимальную зарплату (около 1000 евро), и плюс налоги. Поэтому практически все фирмы, за исключением, когда человек реально занимается в Литве бизнесом и подумал, а почему бы не завести себе машину, все остальные фирмы мертворожденные.
И любые попытки выйти из этого тупика теперь сталкиваются с международным правом собственности. А право собственности даже этого липового директора неприкосновенно, никто не имеет права на него претендовать. В мире нет ни одного случая, когда бы имущество одного лица без решения суда передавалось другому лицу. Всегда имущество передается либо с согласия, либо при невыполнении договорных обязательств (перед кредиторами или государством). А Литва как правовое европейское государство за этим следит. Вспомним, что она, получив независимость, по закону реституции вернула имущество (дома, предприятия) наследникам владельцев, которое в 1940 году было незаконно изъято советской властью. И даже если всем будет понятно, что машиной реально владеет украинец, а фирма-однодневка — лишь на бумаге, любой нотариус, любой судья будут на стороне права собственности фирмы», — говорит Autonews.ua Олег Назаренко.
Читайте также: Стоит ли пригонять подержанные автомобили из Грузии
Какой может быть выход?
Самый правильный с точки зрения закона, но сложный и затратный для владельца «бляхи» путь — найти украинца или литовца, который создавал фирму, возродить ее легализацию, уплатить все налоги, штрафы за то, что машина не страховалась, восстановить регистрацию автомобиля в «Регитре».
Еще один не очевидный момент — даже если фирма еще «жива» и ее руководитель согласился перерегистрировать автомобиль на другое юрлицо (автоклуб), то при передаче права собственности платятся налоги. Но и первый, и второй этап — это затраты, который легко могут превысить стоимость автомобиля.
По словам автоэксперта Сергея Креймера, спасти уже «попавшийся» автомобиль можно, но юридически очень сложно.
«Первый вариант — если «бляха» зарегистрирована на фирму и есть контакт с директором компании, то составляется официальный пакет документов, машина снимается с учета, и украинец ее перерегистрирует.
Если контакта нет, можно обращаться в суд и добиваться вытребования собственного имущества, если украинец сможет доказать, машина — его имущество, приобретенное им и переданное в компанию на временное пользование.
Второй вариант — если украинец записывался совладельцем фирмы. То если второй человек не дает согласия на снятие с учета, можно пробовать забрать машину через суд. Но по затратам и срокам это может быть не выгодно. Единственный вариант — договориться, чтобы человек, на котором автомобиль стоит на учете, снял его с учета. При чем не просто так, а когда машина будет на территории Литвы, чтобы можно было ее перерегистрировать», — объясняет Сергей Креймер.
Также есть третья схема, но она сработает только в том случае, когда машина только куплена и еще не поставлена на учет ни в какой фирме. Речь идет об обратном лизинге.
С помощью обратного лизинга можно себя более-менее обезопасить. «Даже если хочешь зарегистрировать машину на какую-то левую фирму, сделай это через обратный лизинг. Иначе потеряешь ее раз и навсегда. После покупки автомобиля (на рынке или у частного лица, или еще где-то) с компанией, на которую машина ставится на учет, заключается официальный договор обратного лизинга. Тем самым за человеком сохраняется право собственности за этим автомобилем. Как только с компанией что-то произойдет, это право собственности можно будет доказать», — говорит autonews.ua автоэксперт, глава Association of Troubleshooters Сергей Креймер.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки