The Washington Post: Украинское правительство инсценировало убийство журналиста. Но стоила ли игра свеч?
Одной из причин, по которым демократические страны настолько неуклюже реагируют на поток грубой дезинформации, исходящей из России, состоит в том, что не существует очевидного способа нанести ответный удар, прямого ответа по принципу "око за око". Президент России лгал о вторжении в Украину, например – люди в форме, заполонившие Крым, были, по его словам, просто военнослужащими в отпуске, которые купили свою военную экипировку, возможно, в местных магазинах. И спустя несколько месяцев, когда он наградил тех же солдат медалями, какой должна была быть адекватная, взвешенная реакция? Направить поток поддельных новостей через границу? Обрушить в эфир множество безумных историй о Владимире Путине, чтобы посмотреть, какой из них поверят?
До сегодняшнего дня большая часть западных правительств официально воздерживались от публичного троллинга и открытого обмана, к которым русские прибегают на регулярной основе. Вместо того, чтобы выдавать дезинформацию для борьбы с дезинформацией, большинство ведущих западных журналистов стали относиться к вопросу достоверности фактов с удвоенным вниманием, полагая, что в условиях все более нестабильного мира они должны твердо держаться за истину.
Читайте также: "Воскресший" Аркадий Бабченко потроллил недоброжелателей. ФОТО
Но теперь украинские службы безопасности нарушили табу, и разыграли собственное масштабное троллинговое представление. Наверное, именно так должна выглядеть ответная операция по дезинформации в стиле "око за око".
Пару дней назад появилась ужасная новость о том, что на пороге своей квартиры был убит критиковавший Путина российский журналист, живший в изгнании в Киеве. Его друзья погрузились в траур; были написаны некрологи; запланированы памятные мероприятия. Иностранные дипломаты выразили обеспокоенность и гнев. Российские СМИ, конечно же, без промедления выступили с заявлениями, казалось, заранее подготовленными, в основном, критикуя "хаос" в Украине и "неудачи" украинских властей. Беспокойство среди украинских журналистов было неподдельным, а нервозность заразной: когда я сказала кому-то на этой неделе, что собираюсь в Киев, они послали мне взволнованные сообщения с призывом быть осторожной.
В среду вечером украинские службы безопасности все переиграли. На пресс-конференции они сообщили, что Бабченко не умер. Его смерть была инсценирована с целью поимки настоящего киллера, который за 40 тыс. долларов согласился убить этого журналиста, и планировал убийства других. Бабченко вошел в комнату. Люди аплодировали. Службы безопасности злорадствовали: они, по их заявлениям, использовали поддельное убийство, чтобы поймать посредника, который заплатил потенциальному убийце.
И кроме этого, они, в конце концов, выставили русских дураками, а себя – умными. Где "хаос"? Кто сейчас "неудачник"? Они убедили мир в том, что Бабченко мертв, и внезапно схватили преступника. Поскольку службы безопасности находятся под непосредственным контролем президента Украины, они вполне могут помогать ему в преддверии избирательной кампании, и возможно, смысл именно в этом.
Но, по сути своей, эта операция имела больше общего с российской операцией, или даже со старомодной советской операцией, чем готовы признать украинские власти. Как сказал один украинский журналист, это классическая попытка добиться цели неоправданными средствами.
Цель была благородной: поймать убийцу. Но выбранное средство – постановочное убийство и фальшивые сообщения в медиа, приведет к еще большему снижению и без того микроскопического уровня доверия украинцев к их правительству и СМИ.
Читайте также: The New York Times: Что бы ни случилось, это не мы
Никто не подумал о сопутствующих рисках; никто не спросил, поверит ли теперь кто-то службам безопасности в следующий раз, когда они сообщат о смерти журналиста. В стране, где журналистов действительно убивают, вряд ли кто-то поверит прессе – и уж точно не поверит Бабченко. Не факт, что и иностранные дипломаты, которые поспешили выразить сочувствие, скоро простят украинское правительство.
Никто пока не объяснил, почему не нашлось менее провокационного способа поймать преступника. В конце концов, другим странам как-то удается ловить убийц, не организуя вымышленных смертей публичных людей и не вызывая траур национального и даже международного масштаба.
Эта история еще не закончилась: еще нет рассказа о наемном убийце, неизвестны детали сюжета, нет реакции украинской общественности. Но, когда будут заполняться пробелы, будьте внимательны, потому что это показательное исследование. Вот что будет, если вы захотите потроллить русских, используя российские методы. И вот высокая цена, которую вы можете заплатить.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на The Washington Post
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки