Мысли об эмпатии, реагировании на сложные новости и этике
Я думаю несколько дней о том, что нам пора взращивать культуру сопереживания, реагирования на трагические новости, культуру поддержки...
Эмпатия выражается не только в том, чтобы "сказать". Но иногда – даже чаще – в том, чтобы именно не сказать. Просто молча быть рядом.
И скорбь... ведь не только в том, чтобы написать о том, что "и я знал N"...
Из-за того, что мы не можем выдержать напряжения от события – мы часто пытаемся заменить "проживание" – суетой перепостов, "догнаться" информацией, причем, нам часто важно "адаптировать" информацию под себя, сделать ее такой, чтоб мы могли ее переварить (и часто мы упрощаем или усложняем то, что происходит).... при этом, в поисках информации мы часто спрашиваем напрямую у горюющих людей – мы не задумываемся о том, что обращаемся к ним не из заботы, а часто из любопытства.
И из собственной тревоги... и часто наши комментарии и слова – совсем не о них, а о нас... сейчас в моей практике и жизни много сопровождения в горе, и часто клиенты-друзья говорят, что очень много сил уходит на реакцию, на ответы на наши вопросы, на наши комментарии. И оценки.
Тех сил, которые им нужны на то, чтобы прожить то, что проживается в горе.
Мы – гости из фб – поговорим, обсудим, переварим, выключим экран, переключимся, переживём – а для тех, кого мы нечаянно своим "вниманием" заденем, "оно" может быть уже непереносимым.
Читайте также: 7 психических расстройств, с которыми сталкиваются жители больших городов
Я думаю, что нам важно принять версию – что есть просто "не наше дело".
Что нам важно учиться уважать чужой выбор, даже если нам он не понятен.
Уважать чужую жизнь.
Уважать чужую приватность.
Мы понятия не имеем о том, что другие могут чувствовать, почему люди принимают решения. Все наши анализы, домыслы, оценки – не корректны, если мы не знаем всей истории.
Часто – когда, как мне кажется, я искренне сопереживаю, я останавливаю свой порыв вопросами себе: Я сейчас хочу задать вопрос из любопытства или я готова деятельно быть рядом.
Что изменится, если я сейчас сдержусь и не задам вопрос (а если мне так нужно, сама поищу информацию).
Все может быть не так, как кажется.
Читайте также: Эмоциональное выгорание: симптомы и решение проблемы
Я позволяю себе не знать, не оценивать, не играть в детектива, не давать советов. И не лезть в чужую жизнь без запроса
И позволяю себе не делать однозначных выводов – и тем более не говорить о них вслух, пока я не узнаю разные версии и стороны происходящего
Так важно, чтобы каждый из нас мог получить ту поддержку, которая нам нужна. И так важно, чтобы мы научились быть рядом так, как важно для поддержки другим.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Светлана РОЙЗ, семейный психолог
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки