Что мешает украинкам строить политическую карьеру?
Среди украинских политиков всего 12% женщин (это один из самых низких показателей в Европе), хотя в структуре населения их 54%. Фактически, страной управляют мужчины. EtСetera выяснял, почему украинские женщины реже, чем мужчины, строят политическую карьеру, и возможно ли эту ситуацию изменить?
НЕ ВЫШЛО. На Саммите ООН в сентябре 2010 года Украина взяла на себя обязательства до 2015 года обеспечить гендерное соотношение в пропорции 30/70 в Верховной Раде, среди депутатов местных органов власти, высших госслужащих в представительных органах власти и на высших ступенях исполнительной власти.
Выполнить это обязательство удалось лишь на уровне глав сельских советов (по данным к началу 2018 года: 32,1% женщин). Но, чем больше полномочия руководителей, тем меньше в органах власти женщин: возглавляют поселковые советы – 19,3% женщин, руководят городами районного значения – 9,6% женщин, занимают пост мэра городов областного значения – 5,6% женщин. «Выбиваются» из логического ряда лишь Верховная Рада и Кабмин, где работает по 12,3% и 16% женщин соответственно.
Так, в ВР из 423 ныне действующих нардепов всего 52 женщины. Что касается Кабмина, то среди 25 руководителей лишь четыре женщины, три из которых возглавляют «гуманитарные» направления: вице-премьер-министр по вопросам евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе, министр образования и науки Лилия Гриневич, и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун и недавно назначенная исполнять обязанности министра финансов Оксана Макарова. Для сравнения, в Швеции более 40% депутатов и половина членов правительства – женщины. А достижение гендерного баланса считается одной из причин высокого уровня развития этой страны.
Читайте также: Рассчитывать на то, что переход к парламентской форме правления как-то кардинально и качественно изменит ситуацию не стоит
ИЗБИРАЙСЯ – НЕ ХОЧУ. Формальных преград на пути в политику для украинских женщин нет. В Украине нет ограничений по полу для граждан, которые хотят избираться в органы власти, вступить в партию, возглавить министерство или управление.
Но преграды существуют на уровне коммуникаций – женщинам сложнее добиться равного отношения к себе как участницам политического процесса, сложнее расположить к себе избирателей из-за многочисленных стереотипов о роли женщин в обществе. К тому же, нынешние женщины-политики часто сталкиваются с проявлениями сексизма в свой адрес со стороны коллег и медиа. Это также является психологической преградой для построения политической карьеры.
В то же время, в контексте мирового стремления к гендерному балансу во власти у Украины не остается иного пути, кроме как следовать этим тенденциям и помогать женщинам занимать руководящие посты. Директор Национального Демократического института в Украине Мери О’Хейген в ходе Украинского женского конгресса в Одессе, например, отметила, что каждой современной политической силе, которая смотрит в будущее, следует иметь больше женщин в своих рядах и уделять больше внимания вопросам гендерного равенства. А первый зампред Верховной Рады Украины Ирина Геращенко заявила, что без гендерного равенства украинское общество и украинская политика будут беднее.
Эксперты отмечают, что в последние годы ситуация меняется, и женские голоса в политических кругах, в том числе и в сферах «традиционно не свойственным женщинам», например, в обороне, звучат намного чаще, чем до революционного 2014 года. И все же этого мало.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Кроме стандартных рецептов по преодолению дискриминации женщин в обществе (равные с мужчинами права на труд и справедливую оплату этого труда, гендерно обусловленное распределение бюджета, стимулирование «мужских» отпусков по уходу за детьми и прочие), есть и конкретные методы борьбы с дискриминацией политической. Речь идет об изменении избирательного законодательства. В частности, о введении механизма гендерных квот для достижения баланса в партийных списках.
Отметим, что в законе о местных выборах 30% гендерных квот уже закреплено. Но проблема в том, что вместе с квотами не была утверждена ответственность за их несоблюдение. В итоге, по опыту прошедших местных выборов, нововведение не дало ожидаемого эффекта.
Читайте также: Нынешним не удастся откупиться от ЮВТ, она настроена всерьез — впечатление эксперта с Форума "Новый Курс Украины"
Новый Избирательный кодекс (его проект уже проголосован в первом чтении) также предполагает «женские квоты», но уже в размере 40%. Правда, по словам нардепа Марии Ионовой, которая недавно выступала на медиафоруме «Равенство в политике» в Житомире, принятие Кодекса в первом чтении было скорее случайным. Она также отметила, что если его не примут, то в качестве альтернативы остаются поправки к уже действующему Кодексу, однако рассчитывать на то, что их рассмотрят на текущей сессии, не стоит. Это – планы на осень.
Кстати, применение квот – не новый прием для мировой политики. Его используют около сотни стран, что делает проблему представительства женщин во власти глобальной.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки