New Eastern Europe: В ожидании независимой православной церкви в Украине
Этим летом Украина ждет новостей с церковного фронта. Церковные лидеры, политики и обычные прихожане с нетерпением ожидают новостей от Константинопольского Патриарха. И это общее ожидание само по себе является очень новой ситуацией для Украины как «постсоветской» и номинально «православной» нации.
Мы, как украинцы, неожиданно стали свидетелями и участниками возвращения религии в политику. Раньше мы читали об этом только в книгах или в сообщениях из-за рубежа. Сейчас это происходит и в Украине.
Более того, то, что здесь происходит, имеет большое значение для страны, Европы и для всего мира. Похоже, что именно здесь определяется судьба православия, и будущее тех стран, которые исторически связаны с православной традицией.
В настоящее время вопрос о будущем Единой местной православной церкви в Украине стал проблемой номер один для всего общества, а не только для церкви.
Вопрос о необходимости Единой местной православной церкви в Украине затрагивает суть того, что такое церковь и как она относится к ее народу; насколько это зависит от его истории и ее иерархов, и насколько это зависит от обычных прихожан и их современных запросов; насколько православие способно к внутренним преобразованиям ради служения обществу; насколько он готов считаться с присутствием других церквей и уважать другой выбор.
Читайте также: Яка віра – така й країна: чи пов'язана релігія з достатком держави
Пока мы видим, как тяжелая артиллерия и высокая дипломатия работают в этом вопросе. Но ежедневная публичная дипломатия с обычными людьми еще не запущена. И это означает, что церковь остается предметом политических торгов, но не выбора простых людей. Церковь остается символом и ресурсом, но не сообществом живых людей, которые могут стать движущей силой и независимо определять будущее своих людей и их церкви.
Религия приносит мир, когда в процессе принятия решений принимают участие самые простые люди. Когда круг участников максимально расширен, к ним проявляется уважение, забота об их образовании и здоровье, воспитании.
Религия возбуждает войну, когда она не учитывает многообразие мнений, достоинства и свободы людей; когда вместо ответов на суть вопроса он дает только ссылку на древние правила или решения определенных властей.
Несмотря на поддержку одной местной православной церкви, украинские политики игнорируют низовую дипломатию и, таким образом, рискуют принести больше вреда, чем пользы.
Если они не принимают во внимание мнения и решения простых людей, то любые решения, принимаемые наверху в закрытых комнатах или палатах, всегда могут быть обжалованы.
Читайте також: Як убезпечити себе від фейків на тему визнання автокефалії
Беда в том, что эта ситуация показала очень грустную истину. Нет никакой общности ни в Московском Патриархате, ни в Киевском Патриархате. Фактически, здесь и там есть отдельные небольшие общины, но никто не имеет единого и сильного церковного сообщества. Поэтому даже организованная Украинская Православная Церковь и олигархическая кампания по сбору подписей Константинопольскому Патриарху предоставили десятки тысяч апелляций, но не сотни тысяч или миллионы.
Когда церковные или государственные политики ссылаются на людей, мы видим на улицах ряженых, священнослужителей, дураков и пьяниц. По-видимому, поэтому президент понял, что бесполезно решать проблему снизу и решил взять инициативу на себя.
Однако, если церковное тело, церковная община и церковное сознание не пробудились, если влиятельное меньшинство не создано, чтобы возглавить церковное движение для обновления и примирения, тогда не совсем понятно, кому будет предоставлена Автокефалия, если она будет предоставлена вообще.
Документы, признания, символы не сильно меняются в церкви, если они не реагируют на всех уровнях, если они не резонируют с общим настроением, если они не мобилизуют низовые движения.
Читайте також: Україна неодмінно переможе у війні з Росією, бо з нами добро, правда і Бог – Патріарх Філарет в Бельгії
В этом отношении украинские протестанты демонстрируют качественный рост. Они смогли собрать полмиллиона прихожан на Крещатике в День благодарения 17 сентября 2017 года. Они смогли организовать десятки тысяч людей в поддержку семейных ценностей 4 апреля 2018 года и 2 июня 2018 года.
Эти действия показывают не только хорошую организацию, но и сильную самоорганизацию церковных общин с высоким уровнем низовых инициатив.
Возвращаясь к главному вопросу наших дней. Даже правильно поставленный вопрос о том, что одна местная православная церковь в Украине не будет иметь решения, если все религиозные общины не примут участие в процессе принятия решений; если церковь не поощряет инициативу прихожан и свободу их самоопределения; если церковь будет полагаться на политическую власть, а не на собственную зрелость.
Вопрос автокефалии, выдачи признания, выдачи канонического статуса – все они вторичны. На них нужно ответить только после того, как мы ответим на вопросы первостепенной важности: что такое церковь? Чья церковь? Мы должны понимать, что церковь – это не то место, куда мы ходим каждое воскресенье, но это то, что мы есть.
Если церковь – это мы, или, вернее, если Церковь является Христом посреди нас, тогда вопрос о наличии Единой местной православной церкви в Украине будет разрешен положительно – сейчас или позже, с помощью или без помощи Константинополя. Если церковь может оживить свою общину и развить низовую дипломатию, она может помочь в построении гражданского общества. Если православие в Украине покажет динамику развития, все православные и весь христианский мир в целом прибудут в движение и смогут исправлять свои цивилизационные процессы в Евразии и Европе, преодолевая эффект «трека» и открывая новые возможности для мирного разнообразия.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Оригинал на New Eastern Europe
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки