MENU

Atlantic Council: Дроны, видеокамеры и онлайн-поиск: как команда активистов выявляет украинских коррупционеров

4009 0

Проведенное в 2016 году расследование в отношении  судьи Хозяйственного суда Днепропетровской области Натальи Петренко показало, что ей принадлежит большой дом с бассейном с личной церковью, который был ей «подарен».

Выявление коррумпированных украинских судей и прокуроров может показаться опасным, но для Катерины Бутко это ничто по сравнению с тем, с чем она уже имела дело. Бутко запустила проект Просуд – в 2016 году в нем участвовало одиннадцать активистов Автомайдана, антикоррупционной неправительственной организации, объединившей владельцев автомобилей во время Евромайдана. Финансируемый Национальным фондом за демократию и Программой развития ООН, Просуд  фокусируется на разоблачении коррумпированных судей и прокуроров.

Читайте также: Новая коррупционная схема в Фонде госимущества

Однако в марте 2014-го – в те дни, когда русские «зеленые человечки» распространились по Крыму, судебная коррупция была последней вещью, о чем думала Бутко. Катерина отправилась на полуостров, чтобы увидеть происходящее своими глазами, но оказался на коленях в канаве, терпя избиения от бывших офицеров Беркута, которые вытащили ее и ее коллегу из машины, признав в них активистов Майдана. Бутко посадили в тюремную камеру в Севастополе, ее охраняли мужчины в балаклавах, ей не разрешали связаться с родственниками или адвокатом. Как показывают сегодняшние истории украинских заложников Кремля, таких как Олег Сенцов, все могло закончиться намного хуже, но ей разрешили вернуться на материковую  Украину после трех дней допросов и угроз.

То,что Катерина пережила в Крыму и после этого в Луганске в мае 2014 года – тогда ее вытащили из гостиницы вооруженные милиционеры и несколько часов допрашивали – сформировало в ней иммунитет против частых угроз, которые получает она лично и ее коллеги. Помогает и то, что Бутко страстно верит в миссию Просуд.

В 2016м году Бутко запустила проект Просуд

На судебную реформу возлагались самые «большие надежды после Евромайдана. Но между тем улучшений не произошло... Поэтому мы решили сосредоточить свое внимание на судьях», – рассказывает Бутко. «Поскольку обещанного реформирования системы государственного обвинения также не произошло, мы решили пролить свет на то, как живут прокуроры», – добавляет она.

Просуд придерживается состоящего из четырех этапов процесса в борьбе с коррупцией в прокуратуре и судебных органах. На начальной стадии команда Просуд проверяет и анализирует базы данных с открытыми исходными кодами, в частности, декларации судей и прокуроров, а затем сравнивает эту информацию с данными из регистров собственности, ища несоответствия.

Если возникают сомнения в том, что судья или прокурор приобрели собственность надлежащим образом, активисты приступают ко второму этапу расследования – посещают дома чиновников и используют беспилотные самолеты для видеосъемки недвижимости, чтобы выявить справедливость подозрений. Выезд на место позволяет команде Просуд раскрыть информацию, которую нельзя получить, просто ознакомившись с публичными декларациями или регистрами собственности. Катерина рассказывает об эпизоде с первым заместителем прокурора Ивано-Франковской области Владимиром Торованиным. Активисты выявили, что Торованин использовал свой дом в Карпатах как отель, но не указал этот доход в декларации.

Читайте также: Ботсване повезло с президентом. Нам – пока нет

«Мы передали эту информацию в НАБУ и инициировали уголовное расследование. Но если бы мы ограничились анализом публичных данных Торованина, то узнали бы лишь то, что у него есть  дом, но это не было бы основанием для выдвижения против него обвинения в уголовном преступлении», – поясняет Бутко.

Высокопоставленные чиновники, привыкшие действовать безнаказанно, не испытывают радости, становясь объектом внимания Бутко и ее команды, иногда происходят тревожные инциденты. «Пока мы снимали дом влиятельного прокурора, неизвестный выстрелил в наш квадроцикл из огнестрельного оружия. Также было несколько случаев, когда нам чинили физические препятствия во время съемок. К счастью, до сих пор никто не пострадал, на сегодня мы составили базу видеоданных из более чем 400 объектов, которые, по нашему мнению, коррумпированные прокуроры и судьи, возможно, приобрели на взятки», – говорит Бутко.

Третий шаг – публикация результатов завершенных Просуд расследований на веб-сайте, где они доступны журналистам.

На последнем этапе команда фокусируется на том, чтобы в отношении подозреваемых прокуроров и судей были начаты расследования соответствующими правоохранительными органами такими как НАБУ. В результате работы Просуд НАБУ и Генпрокуратура Украины возбудили более 20 уголовных дел против судей и прокуроров, подозреваемых в коррупции.

«Наши расследования очень пригодились Общественному совету добропорядочности во время отбора кандидатур на заполнение вакансий в Верховном суде. На основании предоставленной нами информации нескольким судьям было отказано в участии в конкурсе», – отмечает Бутко.

Читайте также: Стратегия по выживанию в Украине   

Несмотря на бесчисленные примеры коррупции, с которыми Бутко сталкивается каждый день, она не считает, что  Евромайдан постигла неудача. Несмотря на разочарование темпами изменений в Украине, она и ее команда не сдаются. «Мы помним цену, которая была заплачена во время Майдана, за то, чтобы мы жили в успешной стране без коррупции», – подчеркнула она.

Крайне важно, чтобы западные доноры продолжали поддерживать проекты активистов, такие как Просуд. Хотя доноры должны продолжать финансировать ключевые антикоррупционные институты правительства, такие как НАБУ, крайне важно отказать в поддержке Национальному агентства по предупреждению коррупции, которое погрязло в коррупции. Мало того, что оно поглощает  миллионы долларов, оно помогает избежать ответственности коррумпированным чиновникам – последнее, что Запад хотел бы сделать.

В долгосрочной перспективе Украина все еще может достичь целей Евромайдана, и такие активисты как Бутко помогут ей в этом.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал – Аtlantic Сouncil

Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини