Игра в имитацию. Главная претензия к Prozorro
Когда говорят "воруют", мы представляем немытые руки, протянутые в сторону государственного бюджета. На одной из них татуировка: "Казнокрад".
Это не совсем правда. Из госбюджета воруют мало. Большая часть денег из казны расходится адресно. Прежде всего, на содержание огромной армии чиновников и пенсионеров. Воруют уже то, что останется – например, за закупки автомобилей для ведомств или швабр по тысяче долларов. То же самое касается местных бюджетов. Как ни воруй, а львиную долю денег придется потратить на общественные нужды. Печалька.
Истинное воровство процветает совсем в другой сфере. Это государственные предприятия. Их в Украине десятки тысяч. Самые богатые мы знаем наперечет: "Нафтогаз", "Укрзализныця", "Энергоатом", порты, Одесский припортовый завод, "Центрэнерго", "Турбоатом", "Антонов", "Укроборонпром". Они тратят на закупки миллиарды, и гуляют по полной.
Если они покупают мыло, то на миллионы. Если бензин, то на миллиарды. Если планшеты, то сотнями. Цены закупки, понятное дело, завышены – получаем клубнику по 900 гривен за кило, iPad по $2000 и тому подобное. Какая часть этой суммы идет в качестве отката, остается только вообразить.
Названия всех этих госкомпаний не сходят со страниц коррупционных расследований. За них ведется реальная борьба. Почему? Потому что там можно пилить мил-ли-ар-ды. Возглавив такое место всего на год, можно заработать себе и детям, и внукам, если мозги есть.
Так было всегда, и особенно со времен президентства Виктора Ющенко, когда поход во власть стал четко ассоциироваться с заработками. Кто-то едет в Польшу собирать клубнику, а кто-то в госпредприятия косить капусту. На первый взгляд, разница небольшая. Но сами понимаете.
Этой разницы хватало, чтобы давать коррупционные доходы тысячам чиновников, особенно в высших эшелонах власти. Во времена Ющенко в легенду вошел один из замминистров экономики, который курировал закупки и давал добро за определенный процент. Во времена Януковича вошел в моду еще один метод распила госденег – закупки в обход тендерных процедур. Откаты, которые платились и при Ющенко, и при Януковиче, затмевали печально известную "Тендерную палату".
При этом, в стране велась активная борьба с коррупцией в госзакупках. При деле были все – от Минэкономики до Антимонопольного комитета. Вот, например, как в 2010 году "злочинна влада" усовершенствовала законодательство о закупках:
Но пришла Революция достоинства. И активисты сказали: хватит! Не дадим имитировать борьбу с коррупцией! Победим ее раз и навсегда!
Да не смейтесь вы так громко.
Проект Prozorro с нами с 2015 года. Он был заявлен как самая важная реформа, совершенная в Украине после Майдана.
Вспомните легенду о рождении этого чуда. "Создали волонтеры. Передали на баланс Transparency International. Интересы продвигает замминистра экономики Максим Нефедов. Коррупции в госзакупках пришел конец".
Этот проект был заявлен как убийца коррупции в госзакупках. Как? Очень просто. Все торги переводились в электронный вид. В 2015 году чиновники осваивали систему, а с 1 апреля 2016 года их обязали все закупки крупнее ничего проводить через систему.
Вводилась функция контроля. Каждый желающий мог открыть отчетность и просмотреть, почем сделана закупка. Чтобы не отдавать этот процесс на откуп случаю, тут же учредили грантовые проекты, которые начали ловить крупные компании на завышении цен, сговорах, передаче заказов в нужные руки. В общем, на всякой каке.
Так родилось сообщество антикоррупционных журналистов. Именно им мы обязаны набившим оскомину мнением, что главный враг Украины – это коррупция. Именно они родили моду на бросание чиновников в мусорные ящики. Не бросая сами, они создали общественное одобрение тому, что кого-то можно без суда и следствия облить дерьмом. И тот факт, что многие из фигурантов подобных дел действительно имеют жуткую репутацию, ничего не меняет. Сделав десяток правильных обливаний дерьмом, можно запускать в промышленном масштабе борьбу с конкурентами посредством "активистов".
Ну да сейчас не об этом, а о Prozorro. Система действительно получилась неплохо, и было что поднимать на флаг. Вместо тонн бумажных бюллетеней, появилось единое место для такого вожделенного подглядывания в замочную скважину госзакупок. Что может быть интереснее для пересічного, чем узнать, сколько наварил сосед?
Собственно, это и единственная польза, которую дал Украине проект Prozorro. Прозрачность. Теперь мы можем изучать те закупки, которые проводятся через электронную систему. Это все!!!
Все остальное – легенды. Но их оказалось много. Давайте перечислим.
Легенда N1. ЭКОНОМИЯ.
Главную легенду озвучивал тот самый Нефедов. Она звучит так: "Prozorro сэкономило миллиарды".
Конечно, это фикция.
На самом деле, все обстоит так. Условный "Нафтогаз" хочет купить 1000 планшетов. Ему предлагают свои услуги три конторы. Компания А предлагает iPad за $800, компания Б – за $1000, компания В – за $2000.
Проходят торги. "Нафтогаз" выбирает купить планшеты у компании А, а не у компании В. Сумма сделки составила $800 000 вместо $2 000 000.
И тут на сцену выходит замминистра экономики Нефедов и заявляет: "На этой операции Prozorro сэкономило $1 200 000. Ура, товарищи! Перемога!"
Что значит "сэкономило"? В реальности, никакой экономии не произошло. И об этом тут же пишут десятки журналистов. Но именно тут в действие вступает армия антикоррупционных журналистов и прочих сторонников "реформ". Они заявляют: "Да здравствует Ура! Да здравствует Prozorro! Да здравствует Нефедов!"
К ним подключилась армия порохоботов, которые в то время поддерживали легенду о реформе Prozorro. Почему? Потому что эта легенда преподносила власть в выгодном свете.
Так на протяжении нескольких лет обычная ложь превращалась в перемогу.
Читайте также: Игра в имитацию. Почему появились Prozorro
Легенда N2. Благодаря Prozorro, любой желающий может выиграть тендер.
А вот и нет. Никуда не исчезли сговоры, никуда не исчезли договорняки. Иногда, когда тендер не слишком важен, туда действительно может вклиниться кто-то "левый". Но важнейшие тендеры по-прежнему выигрывают свои люди.
Не верите мне? Послушайте самих грантоедов. На базе Prozorro они расплодили огромное количество интернет-ресурсов, в которых собирают по крупицам яркие факты махинаций при госзакупках.
Вот, скажем, проект гражданского контроля над тем, кто и у кого закупает – Dozorro.
А вот сайт, который призван контролировать власть и самые яркие злоупотребления с ее стороны – 007.
Вот самый классный в Украине проект по отлову коррупционеров в госзакупках – "Наші Гроші".
Ну и так далее. Проводятся конкурсы расследований. По всей Украине плодятся журналистские проекты, которые копаются в Prozorro и выявляют все новые ужасы.
И что? Чем закончилась вся эта мега-активность?
Правильно, ничем.
Легенда N3. Prozorro победило коррупцию в госзакупках.
Конечно, ложь.
Усилиями экс-министра экономики Айвараса Абромавичюса (помните такого?), Максима Нефедова и многочисленных активистов, в Украине были приняты несколько революционных законов "О госзакупках". Я, честно говоря, потерялся в количестве революций, но они продолжаются до сих пор. Вот, например, 2015 год – был сделан решительный шаг к победе над коррупцией в распиле миллиардов.
https://www.epravda.com.ua/rus/columns/2015/11/12/566549/
Цитата Абромавичюса: " Накануне дня рождения президент подписал закон о госзакупках. Сложная, нужная реформа! Экономия в год – 50 млрд грн". Ничего не напоминает?
Вот еще что-то такое:
https://zn.ua/ECONOMICS/zakon-o-perehode-na-elektronnye-goszakupki-vstupil-v-silu-204859_.html
И опять фраза об экономии. " Представляя проект в парламенте, заместитель министра экономического развития Максим Нефедов сказал, что уже в 2016 году принятый документ позволит сэкономить в сводном бюджете до 4,5 млрд грн, а в 2017 году, когда он будет работать первый полный год, – от 35 до 40 млрд грн".
И вот, осень 2018 года. Представляю вам проект:
Он переполнен случаями коррупции. На сайте даже есть классификация самых модных способов обмана Prozorro. Рюкзаки, "Трейд Коммодити".
Так что, коррупция опять никуда не исчезла? Ай-ай-ай. Какие сволочи эти коррупционеры.
Этот пост называется "Главная претензия к Prozorro".
Вы уже поняли, что никакой победы над коррупцией в госзакупках нет. Зато появилась целая отрасль, которая заинтересована в том, чтобы эта коррупция существовала вечно. Ведь чем больше коррупция, тем дольше с ней придется бороться. Тем больше будет грантов и специальных программ. Тем больше общество будет отвлекаться на крики о том, кто виноват, что мы так живем.
Но ложь – вовсе не главная претензия к Prozorro.
Главная претензия в том, что эти ребята заявляют о победе над коррупцией. Они стоят пробкой на пути реальных действий.
Читайте также: "Лошара" чи "фунт"? Чотири види корупціонерів в Україні
Мало того, что в Украине продолжают "пилить" миллиарды. Так еще и появилась новая "крыша" в лице международников, которые настаивают, что дела идут хорошо. Конечно, хорошо – если признать, что плохо, то могут и поток денег перекрыть.
Еще раз. Есть целая группа людей, которая настаивает на том, что Prozorro и есть победа над коррупцией в госзакупках. А тем временем в Украине продолжают пилить миллиарды.
Как всегда в расследовании преступлений, нужно задать вопрос: кому выгодно?
Если никому не выгодно, но преступление происходит – можно списать на случайно.
Но в госзакупках явно есть тот, кому выгодно. И вроде бы, эти люди очевидны – коррупционеры в госкомпаниях, которые наживаются на непрозрачных процедурах.
Но есть и другая группа тех, кому выгодно. Это борцы с коррупцией. Они пробкой стоят на пути реальных действий. Получается, что они охраняют коррупционеров своим существованием. Столько лет заявляется, что вот-вот они всех победят – а коррупция процветает. Получается, так задумано.
И на вершине этой пробки реет знамя с надписью Prozorro. Хорошее, в целом, начинание. И никто, собственно, даже не спорит, что его нужно сохранить и развивать.
Речь о другом. Претензия, по большому счету, не к самой Prozorro, а к легендам о ней. К команде людей, которые заявляют, что борются с коррупцией – но тем самым лишь плодят ее.
Стоит кому-то заговорить о том, что коррупция в госзакупках никуда не исчезла – и тут же десятки грантоедов и тысячи ботов в социальных сетях начинают вопить: "Он хочет погубить Prozorro".
Ну, не знаю. Причем тут Prozorro?
Хотя, получается, очень даже причем.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки