MENU

Atlantic Council: Почему власти Украины пытаются запугать ведущего журналиста-расследователя?

3319 0

Наталья Седлецкая

В прошлом месяце Европейский суд по правам человека не позволил Украине сойти с правильного пути. 18 сентября своим решением суд обязал украинское правительство на месяц прекратить усилия по получению доступа к сотовому телефону журналистки-расследователя Натальи Седлецкой, обеспечив ей возможность подать полную жалобу в ЕСПЧ.

Решение ЕСПЧ заморозило более раннее решение одного из окружных судов Киева, в котором была одобрена просьба Генпрокуратуры разрешить представителям ведомства ознакомиться с информацией с сотового телефона Седлецкой периода с 19 июля 2016 года по 16 ноября 2017 года. Седлецкая является главным редактором программы "Схемы" – выпускаемого под егидой "Радио Свобода" еженедельного телешоу, которое вскрывает коррупцию среди правительственных чиновников самого высокого ровня.

Читайте также: Бутусов: Нарушение прав журналиста в исполнении суда и прокуратуры – это удар по свободе слова

Наблюдатели от СМИ и журналисты осудили решение суда. Виталий Сыч, главный редактор журнала "Новое время", наиболее критично настроенного к украинской власти издания, назвал решение "чрезмерным во всех смыслах" и добавил, что это первый случай в истории Украины, когда будут проверяться все данные личного телефона. "Это противоречит духу пост-майданского развития", – сказал он.

Генпрокуратура хотела доказать, что глава Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник предоставил журналистам, в том числе Седлецкой, конфиденциальную информацию о прокуроре Константине Кулике, который был обвинен в коррупции в 2016 году. Если бы Сытник раскрыл информацию о деле до его начала, это означало было для него большие неприятности, чего и желают его враги.

Здесь очень важен контекст: НАБУ – единственное ведомство по борьбе с коррупцией, учрежденное после Евромайдана, которое действительно работает, между ним Генпрокуратурой возникла вражда. Многие люди хотят, чтобы Сытник был уволен. Генпрокурор хотел доказать, что Сытник "слил" информацию Седлецкой, ссылаясь на то, что она посещала НАБУ в определенный день летом 2017 года, поэтому попросил суд разрешить  доступ к данным с телефона Седлецкой.

Однако этот шаг является произволом и незаконен.

Согласно уголовному кодексу, от журналиста нельзя требовать раскрытия информации о его конфиденциальных источниках, поэтому, даже если Седлецкая говорила с Сытником о Кулике, решение суда предоставить Генпрокуратуре доступ к данным по Седлецкой за семнадцать месяцев было шокирующим.

После того, как суд вынес решение против нее, она обеспокоилась тем, что правительство прослушает всю информацию, чтобы выяснить, с кем она ведет переговоры, в результате осведомителей, доверяющих ей, станет меньше.

Но если это была попытка ее остановить или напугать, она не работает. Седлецкая не поддается. Будучи миниатюрной женщиной с мягким говором, тридцатичетырехлетний журналист-расследователь внушает страх Божий коррумпированным властям Украины.

Каждый эпизод программы "Схемы" получает около 500 тыс. просмотров на телевидении. Передача выходит в эфире общественного вещателя "Громадское ТВ" и на канале 24, который принадлежит мэру Львова Андрею Садовому, главе партии "Самопомич".

Команда "Схем" оказала большое влияние на политическую арену Украины. Например, именно она рассказала о тайном визите президента Петра Порошенко на Мальдивы в январе 2018 года,  показав, что он арендовал частный остров и реактивный самолет. История имела реальное влияние; после того, как она была обнародована, рейтинги Порошенко значительно снизились.

Седлецкая отмечает, что тайные поездки Порошенко являются частью больших злоупотреблений среди украинских чиновников. Расписание зарубежных поездок президента не является публичным, он дает только одну пресс-конференцию в год; на эти мероприятия он никогда не приглашает критически настроенных к власти журналистов, а только тех, кто задает подготовленные заранее вопросы; он никогда не давал "Радио Свобода" интервью как президент.

Журналисты "Схем" также рассказали о том, что в январе 2018 года генпрокурор Юрий Луценко, его жена – депутат парламента и два сына, отправились на Сейшельские острова, и провели там неделю, потратив 50 тыс. евро. Луценко и его жена, вероятно, не зарабатывают так много, чтобы заплатить за такой дорогой отпуск, но Луценко, находясь в отрыве от реальности, заявил прессе, что любая семья среднего класса может себе это позволить.

Читайте также: Команда проекту "Схеми" засуджує тиск на головного редактора Наталію Седлецьку. ЗАЯВА

Седлецкая и ее команда оказывают серьезное влияние на политический ландшафт, и нынешнее разбирательство вызывает особую тревогу, ведь оно означает, что государственные власти пошли в наступление на одного из самых известных журналистов в Украине. "Если это может случиться со мной, это может случиться с кем угодно", полагает Седлецкая. И она права.

К счастью, на этот раз ЕСПЧ удалось  преодолеть нелепое решение украинской фемиды, но по-хорошему, Украина не должна давать оснований для вмешательства.

Журналист Максим Эристави, ярый критик власти, дал точную оценку ситуации. "Тот факт, что только вмешательство ЕСПЧ может сдержать личную вендетту генерального прокурора Украины против журналистов-расследователей, показывает, насколько разрушена судебная система страны".

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал на Atlantic Council

Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини