MENU

New Eastern Europe: Реформы в Украине. Медленный прогресс или нереальные ожидания?

1474 0

Из-за меняющихся требований оппозиционных сил в разгар украинской революции призывы к реформам на всех уровнях власти и общества были в основном универсальными. Хотя для некоторых групп реформы были основополагающими в их новом видении страны, другие считали реформы необходимыми, но не приоритетными. Все политические силы, по крайней мере, обратили какое-либо внимание на проблему реформ в рамках своих президентских и парламентских кампаний. Этим пользовалась в основном старая гвардия: Петр Порошенко, Арсений Яценюк и другие – они, в разной степени применяя популистскую риторику, направленную на все слои общества, призывали к реформам в рамках целого ряда стратегий. Но были и новые лица в политике с преимущественно медиа-прошлым, такие как Мустафа Найем и Сергей Лещенко, которые с подлинной убежденностью сделали политические реформы в стиле ЕС центральным пунктом в своих кампаниях и в своих действиях в течение депутатского срока.

Рим не за один день строился

Западные правительства и институты, которые поддерживали смену режима в Украине, согласились поддержать Украину в финансовом отношении. МВФ, в частности, оказывал финансовую поддержку реформ, твердо подкрепленных законодательством. Спустя около пяти лет после потрясений Майдана западные СМИ и политические комментаторы, похоже, с нетерпением ожидают ускорения темпов реформ, очевидно, забывая о масштабах вызовов Украины: обвал валюты, политическая нестабильность и постоянно присутствующий призрак войны, которая унесла десятки тысяч жизней, заставила миллионы покинуть свои дома и стоила миллиарды для правительства. В недавней статье наблюдателей ЕС Арианы Гик и Романа Сона утверждается, что достижения Украины на сегодняшний день в свете этих трудностей впечатляют.

Они подают убедительные доказательства того, что главным приоритетом Украины должно стать достижение удовлетворительного завершения войны на ее восточной границе. Внедрение радикальных реформ в разгар конфликта может быть социально, политически и экономически травматичным. Но реформы – это строгое условие получения Украиной западной финансовой помощи, их внедрение предусмотрено в Соглашении об ассоциации ЕС, которое вступило в силу в сентябре 2017 года, поэтому страна испытывает огромное давление, и обязана ускорить темпы преобразований.

Читайте также: The Washington Post: Как война меняет Украину

Негодование Арианы Гик и Романа Сона, разделяемое многими, отражает стремление защитить Украину от необъяснимой несостоятельности западной прессы, которая, похоже, использует реформы как палку, с помощью которой можно колотить президента Украины Порошенко и страну в целом.

Запад, кажется, игнорирует финансовые последствия войны: значительно увеличенный бюджет обороны, который теперь составляет 5% ВВП Украины, в то время как многие страны НАТО борются за достижение цели в 2%. Рейтинги Порошенко в Украине значительно падают. Его отношение к войне сделало его крайне непопулярным среди прав "патриотов", в то время как его нежелание отказываться от своих деловых интересов сделало его непопулярным среди нового поколения либералов, для которых мечта – это Украина, объединенная с Западом. Самого Порошенко все чаще оценивают как саботажника, душителя и извратителя реформ. А циничная публика, которая в течение последних четырех лет наблюдала какие только можно затруднения, становится все нетерпеливее.

Западные комментаторы и проевропейские либералы в Украине поспешно указывают на то, что виноват стиль руководства президента. В недавно опубликованном материале в Washington Post Дарья Каленюк и Мелинда Харинг утверждали, что, хотя изменения и реформы в Украине произошли, "это не его достижения, хотя он на это претендует. Фактически, его роль больше нужно ставить под вопрос, чем признавать". Но истинное положение дел несколько иное.

По утверждению экспертов VoxUkraine, партия Блок Петра Порошенко, фактически предоставила все голоса в поддержание политики реформ в парламенте.

Они обнаружили, что "Народный фронт" (верный бывшему премьер-министру Арсению Яценюку) занимает первое место, а Блок Порошенко – второе согласно показателям посещаемости депутатов и количеству голосов в пользу реформ. Vox Ukraine пишет, что без поддержки этих двух фракций "не могло быть принято практически никаких законов".

Другое заблуждение, которое, по мнению западных комментаторов, является фактом, заключается в том, что политическая воля к реформам отсутствует. Хотя было бы наивно утверждать, что старый менталитет принятия коррупции после Евромайдана умер, существует огромная общественная и политическая поддержка перемен. Им мешает прежде всего мрачная  зависимость определенных мощных заинтересованных групп от взяток и обмана – старых привычек, оставшихся с советских времен. Это настоящая и реальная угроза.

Возьмем, к примеру, проведение медицинской реформы. В настоящее время проводится кампания ненависти, направленная против министра здравоохранения Ульяны Супрун, что препятствует внедрению реформ. Ряд СМИ ведут компанию против министра, которая родилась в США, опускаясь до трансляции нелепых слухов, ненавистнической риторики и откровенной лжи, поступающей со стороны ее оппонентов. Все это происходит из-за того, что она пытается привести к западному образцу существующую в Украине реликтовую дисфункциональную систему здравоохранения советского типа. Гнусные хулители министра цинично играют на страхах населения, плохо осведомленного о характере и масштабах проблемы.

Западные журналисты и политики подвергли незначительному анализу неспособность реформаторов быстро покончить со старой гвардией (чья власть и взаимосвязующие сети строились на протяжении десятилетий и чьи доходы обеспечивала эксплуатация старой системы), а просто приняли это в качестве доказательства нежелания страны проводить реформы. Однако с 2013 года Украина медленно, но верно создает правовые рамки для Антикоррупционного суда. Заложена основа для сопутствующих ей институциональных структур, Национального бюро по борьбе с коррупцией и специализированной Прокуратуры по борьбе с коррупцией. Это ощутимые достижения, которыми основные западные СМИ мало интересуются.

Украина заслуживает похвалы

К счастью, эксперты замечают изменения. В новом докладе, опубликованном Институтом экономических реформ в этом году, отмечается два положительных результата в борьбе с коррупцией. Во-первых, в докладе указывается на формирование институциональной структуры для борьбы с коррупцией.

Помимо новых судов по борьбе с коррупцией и полиции, страна приступила к созданию более прозрачной системы государственных закупок и политической системы электронного декларирования.

В докладе также обращается внимание на реформы, ориентированные на конкретные проблемные области коррупции, а именно на налогообложение, газовую сферу и банковское дело. Сообщается, что злоупотребления в этих сферах обходятся  государству примерно в 6 миллиардов долларов в год.

Парламент Украины не совершенен, но он "добился самых больших успехов в принятии реформ, которые приближают Украину к Европе, по сравнению с любым созывом украинского парламента почти за три десятилетия независимости", – пишет известный британский эксперт по Украине Тарас Кузьо.

Читайте также: Проще, дешевле, свободнее: мир, который мы строим и в котором хочется жить

Тем не менее, репутацию Украины как бедного, неэффективного и коррумпированного государства трудно преодолеть, ее по-прежнему охотно и ошибочно декларируют многие на Западе. Но реальность не такая мрачная.

Украина работает хорошо. Она выполняет свои обязательства в отношении ЕС и МВФ, и проводит жесткие общенациональные реформы, которые, если их осуществят, преобразуют энергетическую архитектуру государства. Это происходит в условиях войны, массового внутреннего перемещения граждан, нельзя забывать, что Украина – постсоветское государство.

Есть веские основания полагать, что Украина может продолжить свое позитивное движение. Усиление солидарности со стороны ее  друзей на Западе было бы очень нужным стимулом для этого процесса.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Оригинал на New Eastern Europe

Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини